Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1002 of 1766 
Next page End  

продемонстрировало, что реакции, к-рые прежде считались инстинктивными, более разумно
рассматривать как рез-т научения.
Реакции привязанности
Новорожденные особи мн. видов относятся к первому крупному, движущемуся и издающему
звуки объекту, к-рый они видят, как к своему родителю. В большинстве случаев такой объект
действительно яв-ся родителем, однако импринтинг, как наз. этот процесс, может приводить к
возникновению таких привязанностей к особям др. видов и даже к неодушевленным объектам.
Данные из различных областей свидетельствуют о том, что существенным компонентом такого
рода запечатленных реакций яв-ся мотивационный. Вылупившиеся из яйца птенцы, запечатлевшие к.-л.
объект, стараются держаться рядом с ним и преодолевают препятствия, чтобы приблизиться к нему;
кроме того, они издают пронзительные крики в его отсутствие. Процесс научения, вовлеченный в
импринтинг, имеет сильное сходство с классическим обусловливанием и м. б. его разновидностью.
Социальные способы
Литература в области приобретенной мотивации свидетельствует о том, что нек-рые мотивы
могут приобретаться на основе процесса, подобного инструментальному научению. Э. Ч. Толмен
приводит схематичное описание такого процесса. На рис. 3 в суммарном виде отражена его т. зр.,
согласно к-рой индивидуум с рождения обладает только набором биолог. драйвов. Эти драйвы
неизбежно подвергаются фрустрации, и для их удовлетворения индивидууму приходится вырабатывать
новые способы. Эти приобретаемые в процессе научения и приводящие к ослаблению фрустрации
способы реагирования включаются в индивидуальный репертуар реакций на окружающий мир. Как
показано на толменовской диаграмме, преобразования драйва (рис. 3) — эти начальные примитивные
приспособительные акты индивидуума — не могут оказываться адекватными во взаимодействиях со
всеми ситуациями. Они, в свою очередь, тж подвергаются фрустрации, в рез-те чего происходит новое
научение, и реакции индивидуума на окружающий мир подвергаются новой модификации. Следует
заметить, что до сих пор еще ничего не было сказано о мотивах. Однако при беглом взгляде на рис. 3
становится очевидным, что нек-рые из таких соц. способов относятся к тем, к-рые мы часто описываем
в мотивационных терминах. Агрессия, враждебность, соц. одобрение, верность, идентификация и
самонаказание — все это термины, к-рые в психол. литературе чаще всего встречаются в контексте
мотива, нежели в контексте привычки. Это говорит о том, что в нек-ром смысле привычки яв-ся или
могут становиться мотивами. Г. Олпорт в одной из своих статей высказал именно такое предположение
и предложил понятие функциональной автономии, в соответствии с к-рым установившиеся привычки
становятся целями самих себя, т. е. становятся мотивами. Стоит отметить, однако, что понятие
функциональной автономии не объясняет таких эффектов; оно лишь описывает их.
Рис. 3. Схема преобразования драйва по Толмену
(Из: G. A. Kimble, Hilgard
and Marquis'
conditioning and learning, 1961. На основе работы Е. С.
Hosted by uCoz