Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1010 of 1766 
Next page End  

отношении следующих профессиональных и карьерных вопросов: а) уровень одаренности и
способностей молодежи; б) стандарты образовательных и психол. измерений; в) как выбираются
профессии и г) влияние образования на подготовку к профессии.
Результаты этого исслед. отражены в многочисленных публикациях по профессиональному
развитию учащихся, наиболее значительной из к-рых стал «Проект исслед. американской молодежи»
(Design for а study of American youth)
Фланагана. Было приведено множество интересных и важных
данных, напр. оказалось, что подавляющее большинство учащихся не осуществляют
профессионального выбора в средней школе, что планы профессиональной карьеры имеют тенденцию
быть нереалистичными в девятом классе, но становятся более реалистичными к 12 классу, с резкими
изменениями в карьерных целях, наблюдаемыми вскоре после окончания школы. Последующие исслед.
обеспечили ценной информ. специалистов в области профконсультирования и консультирования по
вопросам карьеры.
См. также Одаренные и талантливые дети, Математически одаренные дети
Л. В. Парадайз
Проективные методики (projective techniques)
Отличительные особенности П. м. можно охарактеризовать следующим образом.
1. П. м. осн. на предъявлении испытуемому стимульного материала сравнительно
неопределенного содержания.
2. Это методики «свободного ответа» в том смысле, что в них нет правильных или неправильных
ответов, и испытуемый волен выбирать любые ответы, кажущиеся ему подходящими.
3. Ответы интерпретируются как отражение осн. направленностей и аффективных состояний
личности.
4. Полученные рез-ты в той или иной степени рассматриваются тж как отражения когнитивных
процессов и личностного стиля субъекта.
П. м., или проективные тесты, требуют предъявления испытуемым стандартного набора
стимулов в точно определенных условиях, чтобы полученные ответы могли приписываться
преимущественно личностным различиям. Проекцию личных потребностей и стилей можно наблюдать
в поведении чел. и интерпретировать соотв. образом, но лишь ограниченное количество методов или
ситуаций квалифицируется для обозначения их как собственно проективных тестов или методик.
Нек-рые из ныне существующих П. м. относятся к эпохе, когда этот термин был еще неизвестен.
Напр., метод словесных ассоциаций, впервые разраб. в лаборатории Вундта и впоследствии
использовавшийся в клинических условиях Юнгом, является исторически «первой П. м.».
Самая известная П. м. — тест Роршаха. Задача испытуемого — интерпретировать
предъявляемые ему неструктурированные визуальные стимулы.
Тест тематической апперцепции (ТАТ)
— это тест на составление историй по картинкам, он
состоит из 20 рисунков, часть к-рых предусматривает альтернативные варианты для женщин и мужчин,
девочек и мальчиков.
Еще одной ил. проективного метода является методика завершения предложений. Это
сравнительно структурированный вербальный метод, при к-ром испытуемому предъявляются основы
предложений или незаконченные предложения и предлагается как можно быстрее их закончить. По
сравнению с др. П. м., условие частичной сформулированности предложения накладывает гораздо
больше ограничений на степени свободы респондента. Кроме того, респондент в значительно большей
степени осознает значения своих ответов. Напротив, в методике Роршаха или даже в ТАТ респонденты
не осознают, в какой степени их «внутренняя жизнь» проецируется в продуктах их деятельности. В
этом смысле методика завершения предложений сближается с условиями опросника или
структурированного интервью.
В дальнейшем развитие области П. м. привело к созданию разнообразных их вариантов,
наиболее известными из к-рых являются проективные рисунки, игры с куклами и завершение историй, а
тж адаптации методики Роршаха (напр., метод чернильных пятен Хольтцмана) и CAT (Детский
апперцептивный тест). Кроме того, опубликовано множество др. адаптированных и модифицированных
известных П. м.
За прошедшие годы П. м. неоднократно подвергались нападкам критиков, ориентированных на
применение научных (объективных) методов. Они ставили под сомнение надежность и валидность этих
методик. В рез-те были опубликованы буквально тысячи исслед. психометрических качеств теста
Hosted by uCoz