Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1022 of 1766 
Next page End  

взаимоотношениям в трудовом коллективе, директор программ повышения квалификации руководящих
кадров, старший специалист по кадрам, главный специалист по организационному планированию или
даже директор по рекламе, руководитель отдела систем сбыта или заведующий отдела по изучению
потребителей. В обзоре более 200 исслед., в к-рых психол. теория использовалась для повышения
объема промышленного пр-ва, сообщалось, что почти все они подтвердили повышение
производительности по крайней мере по одному конкретному показателю. С тех пор сложность теории
и эксперимента значительно повысилась; напр., подвергаются анализу не только физ., но и когнитивные
и соц. аспекты труда.
Практикующие П/О психологи могут не только спасти деньги компании, но и саму компанию от
краха. Поскольку корпорации подвержены давлению глобальной конкуренции, правовых ограничений,
требовательной рабочей силы, разборчивых потребителей и новых поколений работников и клиентов,
менеджеры должны быть ответственными и отзывчивыми профессионалами. Орг-ции, к-рым
необходимо измениться, чтобы выжить, могут извлечь большую пользу из консультаций с
практикующими специалистами по организационному развитию. Как академическая дисциплина П. и о.
п. продолжает вносить большой вклад в накопление знаний в области соц. наук и бизнеса.
А. Ауэрбах
Промышленная психология (industrial psychology)
Отрасль психологии, занимающаяся научным изучением поведения людей на рабочих местах
и/или применением психол. знаний на производстве, называется П. п. Эта сфера крайне нуждается и в
расширении базы знаний о том, как люди ведут себя во время работы и каковы причины их поведения,
и в применении накопленных нами знаний о челов. поведении для более полного удовлетворения
потребностей наемных работников и работодателей. П. п. представляет собой объединение двух
областей знания внутри психологии. Первая из них — изучение индивидуальных различий. Психологи,
добившиеся определенных успехов в понимании челов. способностей, применили эти знания на
производстве и сконцентрировались на изучении соответствия между требованиями работы и
индивидуальными навыками и способностями. Вторая составляющая П. п. область знания зародилась в
рамках соц.-психол. традиции теории поля, лучшим выразителем к-рой был Курт Левин, и имеет
отношение к аттитюдам и поведению людей в соц. окружении, представленном в данном случае
межличностными отношениями в производственном коллективе.
Профотбор и расстановка кадров
Одна из наиболее важных областей деятельности промышленных психологов — это отбор людей
для исполнения различных рабочих ролей в орг-ции и расстановка принятых на работу сотрудников т.
о., чтобы люди соотв. занимаемым ими должностям. Согласно Ли Кронбаху и Голдину Глезеру отбор
имеет место тогда, когда претендентов больше, чем вакантных должностей; поэтому в числе прочих
решений необходимо принять решение о том, кого из претендентов не следует принимать на работу;
расстановка, или подбор, имеет место в тех случаях, когда количество людей равно количеству
должностей, на к-рые их собираются назначить.
Профессиографический анализ. Профессиографическим анализом называют изучение
требований работы. Сюда входит, во-первых, описание обязанностей и области ответственности лица,
занимающего данную должность. Профессиографический анализ не сводится к простому описанию
работы, но предполагает выделение характеристик чел., необходимых для успешного выполнения
работы.
Значение профессиографического анализа работы трудно переоценить. Перед тем как
предпринимать к.-л. попытки профотбора или расстановки кадров, совершенно необходимо понять
сущность работы. Для того чтобы принятые орг-циями отборочные решения были обоснованными, надо
продемонстрировать, что проведен соотв. анализ работы. Профессиографический анализ необходим тж
для разраб. систем оплаты труда и руководства программами профессионального роста и обучения.
Тестирование персонала. После оценки характеристик работы необходимо оценить качества
людей, чтобы назначить на должности тех, кто наилучшим образом подходит для этого.
Промышленный психолог должен выбрать для оценки связанных с работой индивидуальных
характеристик такие методы, к-рые: а) пригодны для оцениваемых характеристик; б) обладают
приемлемыми психометрическими свойствами надежности и валидности. Поскольку лучшими
средствами достижения этих двух целей часто оказываются стандартизованные тесты умений,
способностей, склонностей и/или интересов, промышленный психолог должен обладать широкими
Hosted by uCoz