называется инженерией челов. факторов, или эргономикой. Прикладная дисциплина под названием
«человеческие факторы» испытала на себе сильное влияние исслед. способностей людей к обработке
информации и возможностей технических устройств с т. зр. взаимодействия между людьми и
компьютерами, а тж технических достижений в области робототехники.
См. также Изучение мнений и отношений персонала к условиям труда, Человеческие факторы,
Профессиографический анализ, Моральный дух в организациях, Оценка персонала
Д. Р. Илген
Промышленный клинический психолог (occupational clinical psychologist)
Специалист, занимающийся проблемами психол. адапт. людей на рабочем месте, это психолог,
к-рый, выступая в роли внешнего консультанта или штатного специалиста, адресуется к благополучию
работников и орг-ции через программы и услуги, предоставляемые за счет спонсора, такого как
работодатель или профсоюз.
П. к. п., как правило, обладает докторской степенью, полученной в результате выполнения
аккредитованной программы, необходимым стажем практ. работы с занятым населением под
руководством опытного специалиста в специализирующемся на проблемах психич. здоровья
учреждении, и отвечает лицензионным требованиям, предъявляемым законодательством штата.
Квалифицированный в применении психол. принципов в работе с проблемами психич. здоровья как
работников, так и работодателей, этот психолог прошел обучение методам диагностики и оценки;
методам консультирования и психотер., особенно ее кратким формам; кризисному вмешательству;
работе со стрессом; управленческому и организационному консультированию; методам укрепления
трудовой дисциплины, а тж разраб. и оценке соотв. программ. Такие профессионалы должны обладать
практ. знанием федеральных, штатных и муниципальных регулирующих норм и правил, законов о
тестировании и неприкосновенности частной жизни, а тж разделов законодательства, касающихся труда
женщин, представителей этнических меньшинств и пожилых лиц.
См. также Производственные консультанты, Промышленная клиническая психология
X. В. Шмиц
Пропаганда (propaganda)
П. это продвижение позиции или идеи в манере, отражающей попытки скорее навязать, чем
дать о ней сбалансированное общее представление. П. можно противопоставить образованию, целью к-
рого является передача знаний.
Первая попытка систематического анализа П. времен войны была предпринята Г. Д. Лассуэллом.
Он исследовал успехи каждой из воюющих сторон в достижении четырех целей: а) деморализации
врага; б) усилении ненависти к врагу; в) поддержании дружественных отношений с нейтральными
государствами и г) возможности достижения сотрудничества с нейтральными государствами.
В др. странах термин «П.» использовался совершенно открыто и без сопутствующего
негативного оценочного оттенка. Так, печально известный Й. Геббельс был рейхминистром народного
образования и П. в гитлеровской Германии. США обычно называли свои агентства, к-рые выполняли
сходные функции, «информационными» агентствами и агентствами «связи». В США термин П.
приобрел негативный оценочный оттенок с 1930-х гг., когда он стал ассоциироваться с усилиями
Германии и Италии добиться благоприятного отношения к новому политическому устройству своих
государств.
В военной П., имеющей своей целью подорвать моральный дух врага, целью яв-ся потенциально
колеблющийся человек, к-рый еще продолжает сражаться, но уже утратил боевой энтузиазм.
Нереалистично ожидать, что такие люди бросят оружие и сдадутся в плен на основе одной лишь П.,
однако их можно подтолкнуть к тому, чтобы позволить взять себя в плен при соотв. стечении
обстоятельств.
Один из путей изучения П. включает в себя анализ апелляций к страху в процессе убеждения.
Исследуемыми зависимыми переменными при этом являлись такие последствия как намерение
использовать ремни безопасности и получать соотв. инъекции для профилактики заболевания.
Несмотря на отсутствие полной согласованности в результатах, установлена общая тенденция к
положительной связи между интенсивностью побуждения страхом и степенью изменения аттитюда в
результате П.
|