Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1028 of 1766 
Next page End  

Теории П. а. Для объяснения процесса П. а. был выдвинут ряд теорий. Теоретик в области
профессионального развития, Д. Супер, и его коллеги выделяют 3 стадии в процессе П. а. (определение,
поддержание и спад). Супер описал задачи развития, к-рые решаются индивидуумом на каждой из
стадий. Осн. задача начальной фазы, или фазы определения карьеры, состоит в реализации
профессиональных предпочтений и осознании потребности достижения стабильности в
профессиональной карьере. На следующей фазе индивидуум либо действительно приобретает
постоянную работу, либо оказывается вынужденным смириться с более или менее постоянной
нестабильностью. Наконец, индивидуум закрепляется и прогрессирует в избранной профессиональной
карьере. Др. стадии были предложены Миллером и Формом (пробный период, стабильный период, и
период отхода от дел) и Р. Хэвигх¸рстом (становление, поддержание и раздумья [обозрение]).
Изучались тж проблемы или стили адаптации к работе. Нефф выделил 5 типов нарушений, или
патологии трудовой адаптации, включающих низкую рабочую мотивацию, страх или тревогу в ответ на
требования к рабочей продуктивности, враждебность и агрессию, зависимость и соц. наивность.
Наконец, Холланд и Шейн показали, как взаимодействие черт индивидуума и характеристик среды
вызывают П. а. и профессиональный рост.
Обстоятельная и эмпирически обоснованная теория П. а. была изложена Лофквистом и Дэвисом
в их труде «Адаптация к работе» (Adjustment to work). Согласно этой теории, профессиональное
окружение вырабатывает разнообразные паттерны подкрепления, к-рые вступают во взаимодействие с
потребностями и способностями индивидуума. Соответствие, или гармония между индивидуумом и его
рабочим окружением, будет приводить к удовлетворенности и удовлетворительности и, как следствие, к
определенному уровню постоянства или трудовой стабильности. Удовлетворенность и
удовлетворительность яв-ся комплементарными рез-тами адаптации к работе.
Т. обр., в адаптацию к работе вносят вклад индивидуальные факторы и факторы среды. В
соответствии с этой теорией были подобраны психол. опросники для измерения индивидуальных
потребностей (Миннесотский опросник важности, Minnesota Importance Questionnaire [MIQ])
и
составлены описания паттернов профессиональных подкрепляющих стимулов для различных
профессий.
Уорр и Уолл говорят о существовании тесной связи между общим психич. здоровьем и
адаптацией к работе. Эта авторы сходятся в мнении о том, что удовлетворение индивидуальных
потребностей в работе существенно для самооценки и, следовательно, для общего здоровья. В целом
рез-ты исслед. подтверждают наличие связи между общей и П. а. Крайтс обращает внимание на то, что
эта связь яв-ся сложной и, по-видимому, зависит от индивидуальных и организационных
опосредующих переменных.
Вмешательства в целях облегчения профессиональной адаптации. В промышленности
применялись терапевтические и профилактические программы для содействия П. а. и психич. здоровью
работников, включающие, помимо прочего, усовершенствования в процедурах отбора и обучения. В
исслед. обнаружилось, что сбалансированная (позитивная и негативная) информ. о предстоящей работе,
предоставляемая кандидату, приводила к более реалистическим ожиданиям и снижала число
увольнений.
Др. программы предназначались для обучения менеджеров более эффективному руководству в
вопросах развития профессиональной карьеры работников. Кроме того, орг-ция консультационных
центров и центров по оказанию помощи работникам стала приобретать все большую популярность в
сфере бизнеса, в пром-сти и гос. учреждениях. Эти и др. подобные им программы повышают
способность работника и орг-ции справляться с проблемами П. а.
См. также Развитие профессиональной карьеры, Промышленная психология, Удовлетворенность
работой
А. Р. Споукейн
Профессиональная реабилитация (vocational rehabilitation)
Согласно Ричарду Берку, первое Постановление о П. р. (гос. Закон 236) в США было принято
Конгрессом 2 июня 1920 г. Это постановление делало особое ударение на профессии и определяло
реабилитацию как «усилия, направленные на то, чтобы сделать инвалида способным заниматься
оплачиваемой профессиональной деятельностью».
Теоретически программа П. р. должна адресоваться людям с ограниченной дееспособностью,
предоставляя им возможность выбора. Она должна бы отличаться от схожих мероприятий, целью к-рых
Hosted by uCoz