Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1042 of 1766 
Next page End  

взаимодействует с их элементами.
3. Знания о многообразии культур.
4. Знания о жизненной среде в том аспекте, к-рый касается ее воздействий на индивидуума, и ее
изменения.
5. Знания о политике соц. обеспечения, программах, ресурсах и их получении.
6. Приверженность интересам малоимущих слоев населения.
7. Навыки вмешательства в широком спектре проблем, ситуаций и клиентов.
8. Навыки проведения научных исслед.
В 1974 г. 17% профессиональных кадров в стационарном, внебольничном, частном и
общественном секторах психиатрического здравоохранения были соц. работниками. В отличие от них,
психиатры и психологи представляли собой соответственно 14 и 11% персонала, занятого полный
рабочий день. В рамках этих учреждений наименьший процент соц. работников занят в частных
психиатрических больницах (3%), а наибольший — во внебольничных клиниках (26%). Исходя из того,
что структура штатов учреждения адекватно отражает обслуживание больных, соц. работники
оказывают больше услуг здравоохранению, чем психиатры и психологи.
Годы становления соц. работы включают неск. направлений, остающихся частью этой
профессии. Среди них — озабоченность базисной нуждой людей в выживании, напряжение между
консультированием и соц. реформой, озабоченность проблемами семьи, жилищными условиями
малообеспеченных слоев населения и конфликтующие традиции сбора информ., соц. контроля и
юридической защиты клиентов. Эти различные потребности вызывают затруднения в определении
профессии, в особенности у преподавателей, пытающихся оптимальным образом определить
содержание учеб. программ. Поскольку соц. работа альтруистична по своей природе и поскольку соц.
проблемы не исчезают, а изменяются в зависимости от экономических и политических условий в
стране, по всей вероятности, напряжения будут сохраняться. Возможно, эти напряжения яв-ся
функциональными в том отношении, что их постоянное и параллельное существование позволяет
определенным позициям добиваться доминирующего положения в зависимости от наличия запроса на
них.
Подходы к вмешательствам
В 60-е гг. начались исслед. эффективности соц. работы и результаты оказались
разочаровывающими. Недавно интерес к гражд. правам и проблемам малоимущих снова начал расти. В
результате все больше соц. работников обращают свое внимание на соц. реформу; клинические соц.
работники начали развивать, испытывать и использовать иные подходы по сравнению с
доминировавшими тогда психоаналитическими.
Психосоциальное ведение больного часто определяется как диагностический подход. Он
характеризуется довольно длинным этапом обследования, во время к-рого собираются факты с целью
составления психосоциальной истории болезни. Целью этого яв-ся понимание природы и динамики
личности клиента. Внимание уделяется окружению и сложившимся бытовым условиям клиента, что,
впрочем, характерно для большинства подходов, развитых соц. работниками.
Функциональная модель практики была разработана в 30-е гг. В рамках этого подхода
психосоциальное ведение больного рассматривается как процесс предоставления специфических соц.
услуг в контексте отношений сотрудничества. Внимание уделяется всем аспектам процесса помощи, в
особенности его установлению, поддержанию и окончанию. Функцией помогающих яв-ся определение
содержания работы, обследование или диагноз соотносятся с использованием услуг клиентами.
Функциональный подход применяется очень небольшим процентом соц. работников, но мн. из его
принципов оказали влияние на научное развитие этой области.
Проблемно-решающий подход к соц. работе возник в конце 50-х гг. Различия между ним и
психосоциальным подходом граничили в то время с ересью. Четырьмя осн. понятиями в рамках этого
подхода яв-ся личность, проблема, процесс и место. Процесс означает то, что происходит между соц.
работником и клиентом, а место — агентство, в к-ром предлагается помощь. Акцент на последних трех
параметрах отличает этот подход от психосоциального. Иными словами, в большей степени придается
важность навыкам приспособительного поведения индивидуума.
Проблемно-ориентированная соц. работа представляет собой разновидность проблемно-
решающего подхода. Здесь фокус внимания смещается с клиента на его проблему. Целевая проблема
или проблемы, требующие решения, идентифицируются клиентом, а не выявляются соц. работником на
основе оценки. Обследование сосредоточено на проблеме — условиях и частоте ее возникновения,
длительности или тяжести, — а не на личности. Этот подход яв-ся планируемым и краткосрочным.
Hosted by uCoz