Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1044 of 1766 
Next page End  

Психическая невовлеченность — психическая вовлеченность (mindlessnessmindfulness)
Психич. невовлеченность можно определить как состояние сниженной когнитивной
деятельности, при к-ром индивид обрабатывает стимулы окружающей обстановки достаточно
автоматически, не принимая во внимание новые (или просто иные) аспекты этих стимулов. Психич.
вовлеченность, в противоположность этому, представляет собой состояние, при к-ром со стимулами
окружающей среды обращаются осознанно, а индивид вовлечен в активное создание своей
окружающей обстановки. Здесь возникает заметный контраст с состоянием психич. невовлеченности, в
к-ром индивид имеет дело с уже созданным окружением.
Обработка информ. в состоянии психич. невовлеченности может произойти либо после
многократных повторений конкретного опыта, либо, в определенных ситуациях, после однократного
столкновения с опытом. В первом случае при накоплении личного опыта в определенных ситуациях
формируется когнитивная структура данной ситуации, к-рая отображает лежащую в ее основе
«семантику». Тогда появление сходных стимулов в последующих случаях запустит последовательность
психически невовлеченного поведения. Как только деятельность становится психически невовлеченной,
семантика, лежащая в ее основе, больше недоступна для сознательной когнитивной обработки, или
даже для проверки. Во втором случае, при однократном столкновении, сниженная когнитивная
активность возникает не в результате доверия к когнитивным структурам, сложившимся в течение
времени, а из доверия к когнитивной структуре, усвоенной из др. источника.
Психич. невовлеченность — распростр. явление. Фактически, у обычного человека появление
психич. вовлеченности можно ожидать лишь: а) когда ситуация требует знач. большего усилия, чем
требовалось ранее; б) когда внешние факторы в данной ситуации нарушают создание или
последовательность психич. невовлеченности; в) если внешние факторы мешают завершению
поведения или г) если отмечаются негативные или позитивные последствия, к-рые существенно
отличны от последствий исполнения того же самого поведения до этого.
Хотя проводились исслед. в области сниженной активности (напр. автоматическое, недостаточно
внимательное действие и выучивание до автоматизма), по нек-рым причинам необходимо введение
новых понятий. Во-первых, психич. невовлеченность предлагает более крупные единицы анализа, чем
те, к-рые рассматривались в прошлом. Во-вторых, психич. невовлеченность может возникнуть как при
повторяющемся опыте, так и без него. В-третьих, психич. невовлеченность и вовлеченность, видимо,
отличаются качественно, а не просто количественно (напр. то, что было переработано при психич.
невовлеченности, может стать теперь недоступным для активной когнитивной работы). В-четвертых,
исследователи, изучающие, к примеру, автоматичность, сосредоточили внимание на адаптивной
функции автоматической обработки для освобождения сознательного внимания. Хотя, в определенном
смысле это и верно, все исслед. относительно психич. невовлеченности—вовлеченности, проведенные
до сих пор, наводят на мысль, что она вполне может быть и неадаптивной.
Изучение психич. невовлеченности проходило в неск. направлениях: ее влияние на качество
выполнения, на восприятие отклонений от нормы, и на протекание физ. заболевания, а тж его
приложения для исслед. социально-психологических процессов.
Исслед. обнаружили, что независимо от того, происходят ли взаимодействия между людьми
устным или письменным способом, имеют они семантическое значение или же бессмысленны, эти
взаимодействия вызывают поведение, к-рое кажется психически невовлеченным до тех пор, пока
структура данного взаимодействия вызывает заученный до автоматизма порядок поведения. Что
касается потенциально релевантной информ., люди не слышат то, что было сказано, и не читают то, что
написано.
Поскольку индивидуальные компоненты деятельности постепенно выпадают после каждого
повторения данной деятельности, индивид начинает реагировать на абстрагированную структуру, что
тж означает и то, что шаги решения задачи становятся относительно недоступными. В противовес
анализу, игнорирующему различие «психическая невовлеченность-вовлеченность», исслед.
обнаружили, т. о. что большой объем практики в задаче может сделать индивида более уязвимым для
внешних факторов, в результате чего может стать потеря человеком умения. Было показано, что
группы, практиковавшиеся умеренно, были способны на адекватные действия, указывающие на их
компетентность и т. о. не показывали снижения при выполнении. Непрактиковавшиеся или чрезмерно
практиковавшиеся группы не смогли обеспечить необходимые компоненты задачи и, вследствие этого,
продемонстрировали отчетливое снижение.
Что касается восприятия отклонений, было, во-первых, доказано, что отклонение (новизна)
Hosted by uCoz