Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1045 of 1766 
Next page End  

вызывает психич. вовлеченность. Если люди обычно демонстрируют психич. невовлеченность по
отношению к нормальным индивидам, то индивидов, отклоняющихся от нормы, могут воспринимать
как отклоняющихся от нормы во мн. отношениях (и поэтому на них навешивают ярлыки, их избегают и
т. п.) не только из-за их отклонения, но из-за повышенного внимания к ним, вызванным состоянием
психич. вовлеченности. В результате идет чрезмерно строгая оценка характеристик, обычно
остающихся без внимания, как странных и необычных. Как и предполагалось, исслед. показало, что
восприятие исходного отклонения было точным, однако типичные особенности и жесты, к-рые были
отмечены, испытуемые оценили как чрезвычайные и необычные. Это наблюдалось независимо от того,
было ли отклонение позитивным (напр. миллионер) или негативным (напр. человек лежат в
психиатрической больнице), но не встречалось, если тому же самому человеку не навешивали ярлыка.
Дополнительные исслед. изучали психич. невовлеченность при первичном воздействии, т. е.
психич. невовлеченность, возникающую из формирования преждевременного когнитивного связывания
информацией. Преждевременное когнитивное связывание считается преждевременным, потому что
индивид полагается на информ. и фиксирует ее значение до рассмотрения альтернативных путей
применения данной информ.
Исслед. обнаружили, что поощрение процесса принятия решений пациентами, находившимися в
частных лечебницах, позволило им чувствовать себя более счастливыми, здоровыми и более
активными. Катамнестические исслед. показали тж, что продолжительность их жизни была выше в
сравнении с контрольной группой. Предполагалось, что исследуемая группа была группой, в к-рой
исследователи создали чувство контроля и ответственности. Т. к. пожилые люди, особенно живущие в
учреждениях, яв-ся группой, живущей по строгому распорядку, эту эксперим. группу можно
рассматривать как группу, к-рую поощряли мыслить самостоятельно. Это может свидетельствовать о
том, что психич. вовлеченность может быть необходима для выживания.
В сфере образования тж проводится работа в области психич. невовлеченности. Было показано,
что, если первонач. информ. дана в безусловном стиле (напр. «это А»), то эта информ. преждевременно
связывает людей, к-рые не замечают возможностей творческого использования этой информ. в
будущем. Если вместо этого людей обучают в условной манере (напр. «это может быть А»), то
альтернативные способы использования информ. остаются доступными для них.
Исслед. психич. невовлеченности и вовлеченности принесли богатые плоды, охватив ряд
разнообразных вопросов, объединенных общей темой: последствиями сниженной когнитивной
активности. Эти данные до сих пор говорят о том, что психич. невовлеченность—вовлеченность яв-ся
центральным измерением функционирования человека, изучение к-рого может, вероятно, даже
привести нас к осн. законам челов. поведения.
См. также Абстрактный интеллект, Внимание, Непроизвольные мысли, Сознание, Скрытое
научение, Психическая образность
Э. Дж. Лангер
Психические болезни: ранняя история (mental illness: early history)
Гиппократ
Гиппократ (ок. 460—377 до н. э.), возвышающаяся над всеми фигура древней медицины,
впервые ввел в мед. литературу тему психич. отклонений. Его труды, посвященные психопатологии,
были столь же полемичными, сколь и оригинальными.
Гиппократ привлекает к себе внимание прежде всего точностью своих клинических наблюдений,
своим рациональным биомедицинским подходом, прямотой и стоическим представлением своих
взглядов. Он полагал, что болезнь яв-ся следствием нарушения равновесия гуморальных жидкостей
организма — идея, впервые встречаемая в трудах Эмпедокла.
Лайонс и Петручелли следующим образом подытоживают вклад Гиппократа в понимание П. б.:
«В том, что касается эмоционального состояния пациента и психич. заболевания в целом, его труды
точны и с т. зр. совр. понимания. Указание на мозг как орган мышления и восприятия представляет
собой важное свидетельство высокого уровня понимания».
Сократ и Платон
Если учесть увлеченность Сократа этикой и эпистемологией в ущерб рациональной науке, то не
вызывает удивления, что источником его вдохновения считали демонов. Зилбург высказал
предположение, что демоны могли быть слуховыми галлюцинациями, а сам Сократ болел
шизофренией. Ученик Сократа Платон (429—347 до н. э.) предложил систему психопатологии, к-рая во
Hosted by uCoz