Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1046 of 1766 
Next page End  

мн. отношениях согласовывалась с системой Гиппократа и основывалась на впервые ясно
сформулированном дуализме души и тела. Согласно Платону, душа состоит из трех частей.
Рациональная часть души бессмертна и имеет божественную природу. Иррациональная душа смертна и
включает всю гамму чувств. Рациональная душа управляет иррациональной. Когда в иррациональной
душе возникают нарушения, она выходит из-под контроля рациональной души. Результатом яв-ся
сумасшествие, к-рое может проявляться в трех формах — меланхолии, мании и слабоумии.
Аристотель
Аристотеля (384—322 до н. э.) ни в каком отношении нельзя назвать последователем Платона.
Рациональный философ естественной (прежде всего биолог.) и мат. ориентации, он отвергал
мистицизм. Многие считают его основателем научной психологии. Безусловный первопроходец в науке
в том, что касается изучения перцепции и чувств, он считал, что мы воспринимаем — и поэтому
понимаем окружающий нас физ. мир — через наши органы чувств. Аристотель разработал логику для
понимания реальности, отнюдь не мистическую, но далеко не всегда доступную пониманию простых
смертных.
Аристотель разделял человеческую душу на рациональную — содержащую мудрость, логику,
разум и сдержанность, и на иррациональную — содержащую такие добродетели, как самообладание,
бесстрастность, мораль и храбрость. В отличие от Платона, Аристотель считал, что различные
компоненты, составляющие душу, неразделимы н функционируют слаженно. Поведение человека
представляет собой не изолированное событие, а результат интеграции.
Согласно психологии Аристотеля, П. б. имеют органическую этиологию. Ни одно расстройство
не яв-ся полностью «психологическим». Болезни могут вести к психич. отклонениям; т. о. они имеют
физ. происхождение. Далее, разум существует независимо от смертных существ и, следовательно,
неуязвим для патологического влияния болезни. Поскольку разум креативен и изолирован от
воздействия болезни, болезнь может сосуществовать с креативностью. Логика суждений Аристотеля
приводит к выводу, что П. б. имеют физ. происхождение и присущи челов. роду.
Цельс и Римская империя
Авл Аврелий Корнелий Цельс (30 до н. э.—50 н. э.) был прежде всего ученым, летописцем и
историком медицины. Его мед. труды посвящены широкому кругу вопросов, включ. психические
заболевания. Его работы о П. б. содержат описания лечения френита (делирия).
Современником Цельса был Плиний Старший (23—79 н. э.). Он был известным римским
ученым, чьи вдохновенные труды пользовались большим успехом у современников. Стержневым для
его работ яв-ся телеологическое представление древних греков о целенаправленности всего
происходящего. Плиний полагал, что все болезни будут доступны излечению.
Гален
Клавдий Гален из Пергама (129—199 н. э.) был после Гиппократа наиболее известным из
древних врачей и, вероятно, наиболее влиятельным автором мед. трудов во все времена. Физиология
Галена в значительной мере основывалась на гуморальной теории Гиппократа. Организм здоров, когда
4 элемента крови находятся в правильном соотношении друг с другом. Есть тж 3 духа, один из к-рых
отвечает за рост и развитие (природный), второй — за выработку и рассеивание тепла (витальный), а
третий — за ощущения и движения (животный). Физиология Галена отличалась от кардиоцентрических
представлений Аристотеля и он потратил много сил на опровержение Аристотеля.
Гален, как и Плиний, придерживался твердых антропоцентрических убеждений. Согласно этой т.
зр., любое растение или животное, не обладающее полезной для человека функцией (питание, одежда
или лекарство), существует лишь для того, чтобы преподать урок морали. Телеология Галена не
принадлежит к традиции Гиппократа, чего нельзя сказать о его методах лечения, заключавшихся в
содействии силам природы диетой, отдыхом и физ. упражнениями. Он в особенности интересовался
влиянием эмоциональных состояний на соматические симптомы. Медицина Галена безусловно была
значительным шагом вперед, оказавшим влияние на последующие 15 столетий развития медицины.
Средние века
В лечении П. б. существенных сдвигов не было вплоть до X в. Интересной фигурой, однако, был
живший в V в. врач Целий Аврелиан, переведший на латынь Сорана Эфесского, уважаемого греческого
врача. Труды Сорана были разделены Аврелианом на «Острые болезни» и «Хронические болезни».
Работы Сорана и Аврелиана во многом блестяще предвосхищают совр. воззрения на диагностику и
лечение П. б. Оба автора резко протестовали против распространенных в то время методов лечения
душевных болезней.
Возможно, величайшим из всех средневековых врачей был Авиценна. Его теория о том, что
Hosted by uCoz