Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1050 of 1766 
Next page End  

Фрейд обсуждал характер и эволюцию Я (Эго). Он утверждал, что когда человек вынужден отказаться
от «объекта» (напр. разорвать отношения), это неизбежно вызывает трансформацию в «Я», к-рую
можно охарактеризовать только как восстановление такого объекта, напр. как в случае меланхолии.
Что касается функциональной роли Я, центральное значение имеет тот факт, что контроль над
формами активности передается ему. Т. о. отношения Я и Оно «напоминают человека верхом на
лошади, к-рый должен сдерживать ее превосходящие силы». Существует одно различие, о к-ром часто
забывают — «всадник пытается делать это, используя свою собственную силу, тогда как Я использует
позаимствованные силы».
Возможностей для проявления воли или выбора практически нет. Более того, хотя нек-рые
независимые истоки развития и приписываются Я, все же не существует эволюционного и
систематического (эпигенетического) базисного плана биопсихологической природы.
Только после 1926 г. Фрейд отказался от идеи о том, что Я (защитные, исполнительские и
адаптивные функции) абсолютно подчиняется Оно (влечениям).
Фрейд рассматривал развитие Идеал-Я и Сверх-Я — грубо говоря, совести или бессознательного
чувства вины — только как защитную интернализацию, идентификацию с отцом у мальчика, добавляя в
примечаниях: «Возможно, безопаснее говорить, "с родителями"», и признавая «конституциональную
бисексуальность каждого индивидуума». Когда мальчик воспринимает своего отца как препятствие к
осуществлению детского желания (запрещенного) по отношению к своей матери, Я укрепляется
(отсюда и название «Сверх-Я»), помогая произвести вытеснение «путем возведения таких же
препятствий внутри себя». Чем интенсивнее исходный конфликт, тем строже впоследствии господство
Сверх-Я над Я — в форме совести или, возможно, бессознательного чувства вины.
Сложной задачей функционирования Я яв-ся осуществление посредничества (и обеспечение
отсроченного действия) между не допускающими возражений требованиями влечений (Оно),
нравственными или религиозными ограничениями (Сверх-Я) и реальным миром.
Юнг (1875-1961)
В 1906 г. Фрейд, к-рому тогда было почти 50 лет, получил в качестве подарка отчет Карла Юнга
о его экспериментах по словесным ассоциациям, глубоко созвучным П.. В эксперим. психопатологии К.
Юнг ввел термин «комплекс» в качестве связующего звена между аффектом и идеей. В течение
следующих 7 лет (1906—1913), несмотря на протесты таких ведущих венских психоаналитиков как А.
Адлер и В. Штекель, Юнг стал признанным политическим лидером психоан. движения и несомненным
наследником Фрейда. Поворотный момент в отношениях между Юнгом и Фрейдом наступил в 1912 г. В
это время Фрейда уже начало серьезно беспокоить то обстоятельство, что мысли Юнга все больше
обращались на религию, мистицизм и мифологию, утрачивая, но его мнению, былую ясность.
Непосредственные сообщение бывших пациентов Юнга убедили Фрейда в том, что основы П.
(сопротивление и перенос) были отвергнуты ради туманных обсуждений «архетипов» и «коллективного
бессознательного».
Адлер (1870-1937)
Психоаналитики Вены объединились, протестуя против того, что Фрейд сделал Юнга лидером
их движения. Самым выдающимся мятежником был Альфред Адлер, о к-ром Фрейд в молодости имел
очень высокое мнение. Верность Адлера идее о психол. эффектах органической неполноценности
привела Фрейда к выводу о том, что Адлер в скором времени покинет с трудом завоеванную
территорию существования бессознательных психич. процессов и демонических влечений. Адлер
рассматривал агрессивные побуждения как источник энергии в тех случаях, когда люди компенсируют
свою неполноценность, и разработка этого тезиса обусловила его разрыв с Фрейдом.
К тому времени когда Фрейд причислил агрессивный инстинкт к инстинкту смерти (Танатосу),
противоположному инстинкту жизни (Эросу), Адлер больше не занимался инстинктами. Он считал
агрессивные влечения и жажду власти осн. средствами защиты и адапт. Фрейд признавал, что Адлер,
несомненно, привнес «что-то новое в П.».
Четвертая фаза
К середине 30-х гг. XX в. неявно подразумевавшаяся концепция Фрейда об относительной
автономии Я от влечений — и его интегрирующей функции — получила четкие очертания. За 10 лет до
этого Фрейд в своей работе «Психология масс и анализ человеческого Я» обратился к проблемам
внешней (соц.) реальности.
В 1939 г. Гейнц Гартманн опубликовал эссе «Психология Я и проблема адапт.» (Ego psychology
and the problem of adaptation), в к-ром осн. внимание уделил «процессам и рабочим методам психич.
аппарата, к-рые ведут к адаптивным достижениям».
Hosted by uCoz