Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1058 of 1766 
Next page End  

совершенствовались статистические подходы к анализу и объяснению данных.
Развитие области П.о. продолжилось после окончания Второй мировой войны.
Совершенствовались прежние и разрабатывались новые шкалы интеллекта. В оценивании
интеллектуального функционирования представителей групп меньшинств стал доминировать
культурно-свободный подход.
Следующим этапом развития стал подход «поведенческой оценки» (behavioral assessment). При
этом подходе основным материалом для оценки и прогнозирования поведения является наблюдаемое
моторное и вербальное поведение индивидуума.
Существует два основных типа интервью. В структурированных интервью конкретные вопросы
задаются для получения конкретной информ. Эти интервью отличаются тщательной разработкой
порядка предъявления таких вопросов. Чтобы убедиться в релевантности и однозначности трактовки
ответов респондентов, интервьюер использует дополнительные проверочные вопросы. В интервью с
открытой формой вопросов интервьюер предлагает интервьюируемому побеседовать о чем-либо. Эта
беседа может касаться любой темы и носить поначалу довольно общий характер. Интервьюер
использует либо воспроизводимый по памяти, либо письменный контрольный список вопросов или
областей, к-рые должны быть охвачены в ходе беседы. Если к.-л. области пропускаются
интервьюируемым, интервьюер задает по ним более прямые вопросы или переводит ход беседы в русло
обсуждения этой специфической области.
Важной переменной оценочного процесса яв-ся использование психол. тестов. Некоторые из них
считаются «объективными». Такие тесты часто называют методами «карандаша-и-бумаги».
Обследуемого чел. просят ответить на специфические вопросы и затем эти ответы оцениваются. Они
сравниваются с ответами известных групп людей. Другой группой методов оценки яв-ся проективные
методики.
Еще одной областью использования П.о. яв-ся органические мозговые синдромы. Психолога
часто просят определить наличие мозговых дисфункций и, если такие дисфункции имеют место, влияют
ли они на интеллект и/или личность и в какой степени.
Гештальт-тест Бендер измеряет способность индивидуума к воспроизведению определенных
геометрических изображений либо путем их непосредственного копирования, либо по памяти. Этот
тест часто используется при оценке органических мозговых дисфункций.
Многие оценочные процедуры предназначены как для индивидуального, так и для группового
проведения. Проблемы при использовании групповых процедур возникают, когда нормы и стандарты,
разработанные для одной группы, применяются к группе с отличным жизненным опытом или иными
возможностями в получении образования. Методы групповой оценки наиболее эффективны при
использовании с целью получения обобщенных грубых оценок, за к-рыми затем может следовать более
индивидуализированная оценка.
Люди, попадающие в условия новой культуры, существенно отличающейся от их родной
культурной среды, часто демонстрируют отставание в ответах, касающихся сведений или знаний,
необходимых в новой жизненной среде. По этой причине они могут квалифицироваться как лица со
сниженным интеллектом или с эмоциональными нарушениями. Однако их заниженные результаты
часто связаны не с недостаточной интеллектуальной способностью и зрелостью личности, а с
недостатком информ. и опыта. В конце 1970-х, ряд штатов ввел ограничения на использование
процедур оценки интеллекта у групп меньшинств.
Исслед. и опыт 1970-х и 1980-х гг. показали, что формы поведения, на к-рые опирается
поведенческая оценка, часто подвержены влиянию факторов, недоступных прямому наблюдению. В
частности, мотивация к специфическим формам поведения не всегда поддается прямому наблюдению.
В понимании текущего, как и в прогнозировании будущего поведения, также важно применять ист.
подход. Поэтому оценка интеллекта, специальных способностей и специфических областей
функционирования продолжает опираться в значительной степени на результаты соответствующих
специфических тестов.
См. также Гештальт-тест Бендер, Клиническая оценка, Руководство по диагностике и
статистической классификации психических расстройств, Меры интеллекта, Оценка личности,
Проективные методики, Опросники, Методика Роршаха, Инвентарь интересов Стронга—Кэмпбелла,
Надежность диагнозов, Тестирование и законодательство, Тематический апперцептивный тест
Б. Фэбрикант
Психологические лаборатории (psychological laboratories)
Hosted by uCoz