Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1061 of 1766 
Next page End  

«Двигаться прочь от фасадов, долженствования, ублажения других, двигаться к правильной ориентации
себя — к тому, чтобы стать более независимым, все больше доверять себе и ценить тот процесс,
которым является сам человек».
3. Теория Tabula rasa: существование предшествует сущности. Согласно этой теории, главное в
релятивистском мире — сделать свой собственный выбор, упорно двигаться в выбранном направлении
(экзистенциализм) и обучиться навыкам, необходимым для оптимального функционирования в данной
культуре (бихевиоризм).
4. Трансперсональный подход. Цель — пробуждение (нирвана, кеншо) в своем истинном Я, к-рое
«яв-ся не отдельным Я», а частью большего (мирового, космического и т. д.) Я.
Представления о природе человека
Цель терапии. Для тех, кто исходит из первой теории, лучшее, что можно сделать это прийти
к к.-л. разрешению проблемы, т. е., к «наилучшим из возможных» условиям для Я. Задача терапии —
раскрыть и понять первичные травматические события.
Психология Я. Психология Я (эго) использовалась разными лицами и в разные времена для
описания широкого спектра подходов. Они располагаются на континууме от т. зр. неопсихоанализа на
свободную от конфликтов сферу эго до представлений о врожденном, самоактуализирующемся
интрапсихическом эго.
Представление об индивидууме. Вторая теория, представителем к-рой яв-ся Роджерс, исходит
из того, что в каждом чел. имеется врожденный потенциал самоактуализации. Поэтому целью терапии
является лишь обеспечение теплой, поддерживающей обстановки взаимного доверия, к-рая позволит
чел. понять и принять свое врожденное Я.
Поведенческий подход. Этот подход используется как пример представлений с позиций третьей
теории. В рамках поведенческого подхода имеется много различных группировок, каждая из к-рых
включает дополнительные подгруппы. Поведенческая терапия предполагает наличие контракта между
психотерапевтом и пациентом о выполнении определенных действий с целью модификации
обозначенного проблемного поведения, с отдельным приложением в отношении неврозов и
аффективных расстройств.
По мнению бихевиористов, чтобы быть свободными, люди должны знать о тех внутренних и
внешних факторах, к-рые ими управляют. Это означает: а) иметь более точную информ. о последствиях
альтернативного поведения; б) обучиться большему количеству навыков, необходимых для достижения
целей; в) уменьшить тревогу, ограничивающую участие в выбираемых альтернативах. Свобода
предполагает также точное знание о внутренней и внешней средах и орг-цию этих сред таким образом,
чтобы максимизировать возможность индивидуального выбора.
В табл. 3 резюмируются эти три различные т. зр. — психология Оно, психология Я и
поведенческая терапия. Эти взгляды отражают, соответственно, первую, вторую и третью теории.
Нетрадиционные подходы: четвертая теория — дзэн. Выше, описанные подходы
сопоставляются в табл. 5 с восточным религиозно-философским учением дзэн-буддизма,
представляющим подход с позиций четвертой теории. Восточная традиция исходит из того, что
качества здорового чел. включают решимость и усилие, гибкость и приспособляемость, осмысленность,
принятие жизни, проникновение в свое конечное Я, утрату чувства собственной важности, развитие в
себе сострадания и стремления к бескорыстной помощи др. людям, углубление близких отношений с
окружающими, повышение контроля над своим духом и телом и этические качества, такие как 4
абсолюта или неизмеримых состояния — сострадание (compassion), благожелательная радость
(sympathetic joy), всеобъемлющая доброта (all-embracing kindness) и невозмутимость (equanimity).
Таблица 5. Сопоставление четырех школ психотерапии
Предмет
обсуждения
Психодинамическая
традиция
(психология Оно:
Фрейд)
Клиент-
центрированная
терапия (психология
Я: Роджерс)
Теория соц.
научения
(поведенческая
психология)
Дзэн-буддизм
Взгляд на
природу чел.
Агрессивный,
враждебный,
неспособный
контролировать
свою жизнь,
управляемый
От рождения
хороший,
неиспорченный
обладает
интрапсихическим
самоактуализирующ
При рождении — Имеет врожденное
tabula rasa,
лишенная
«сущности»
чистое, хорошее,
бессознательное Я
(self), природа
которого подобна
природе Будды —
Hosted by uCoz