Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1064 of 1766 
Next page End  

Проблема приобретения своеобразия осложняется еще и тем, что исторически П. к. оказалось
прочно связанным с пед. колледжами, ибо главной задачей первых кафедр и факультетов
консультирования была подготовка школьных консультантов. Так как, с одной стороны, образование
консультантов расширилось практически до П. к., а с другой, профориентация стала психологически
более сложной, программы (учебные курсы) П. к. часто оказывались предметом соперничества между
педагогикой и психологией. В результате большинство программ П. к., одобренных Американской
психологической ассоциацией, в настоящее время сосредоточено в пед. колледжах, а не на психол.
факультетах. Хотя это выглядит разумно с т. зр. образовательной модели, принятой за основу в данной
профессии, подобное положение дел привело к тому, что теперь консультирующим психологам нужно
оставаться лояльными к образованию консультанта, к-рое может и не быть психологически
ориентированным, и сохранять верность прикладной психологии, где может доминировать
исправительная, квазимедицинская модель. Поскольку вопросы лицензирования и подтверждения
квалификации, кодексов профессиональной этики и выплат в пользу третьей стороны приобретают в
данной ситуации особую важность, консультирующие психологи вынуждены выбирать между
педагогикой и психологией как своим базовым образованием и источником профессиональной
идентичности. В результате, в программах (учебных курсах) П. к. был усилен акцент на
фундаментальной психол. подготовке, но разрыв между П. к. и образованием консультанта, по-
видимому, продолжает расти.
Теоретические модели психологического консультирования. Первая миннесотская модель
профконсультирования была создана в 1930-х гг. Эдмундом Уильямсоном в консультационном пункте
для студентов Миннесотского университета и некоторое время служила образцом для большинства
открываемых университетских консультационных центров. Основу данной модели составлял процесс
рационального принятия решения, в к-ром главная роль отводилась интерпретации результатов
тестирования и последующему, проводимому с учетом этой интерпретации, образовательному или
профессиональному отбору. С ростом психотерапевтического движения, модели П. к. стали больше
сосредоточиваться на процессе взаимоотношений консультанта и клиента, чем на результате
консультирования.
В частности, две теорет. модели — модель принятия решений и модель соц. влияния
консультанта — заслуживают дальнейшего обсуждения, так как они представляют собой уникальный
вклад П. к. в прикладную психологию. Консультирование, ориентированное на принятие решений,
предполагает использование в консультационном процессе понятий и методов общей теории принятия
решений и, в общем, сводится к попыткам обучить клиентов — либо индивидуально, либо в группах, —
эксплицитным процедурам и стратегиям принятия эффективных решений. Модель принятия решений
больше всего подходит для консультирования по вопросам выбора профессии и планирования карьеры,
как это проиллюстрировали Митчелл, Джоунз и Крумбольц в работе Social learning and career decision
making («Социальное научение и выбор карьеры»). Акцент П. к. на предупреждении хорошо
иллюстрируется моделью принятия решений; традиционные школьные занятия, равно как и др. методы
обучения навыкам принятия решений, использовались для формирования таких навыков у групп
населения с высоким риском дезадаптации до того, как эти люди должны были принять важные для
себя решения.
Решение задач тесно связано с принятием решений. В своей работе Problem-solving counseling
(«Консультирование, ориентированное на решение задач») Дэвид Диксон и Джон Глоувер осуществили
интеграцию прагматической методологии решения задач, к-рая характерна для ряда подходов П. к., с
исследовательской и теорет. литературой по решению задач. Двухсторонняя интеграция моделей
принятия решений и решения задач представляет собой движение, к-рое стремится включить
когнитивные переменные в поведенческое консультирование.
Модель процесса консультирования как соц. влияния впервые была предложена Стэнли Р.
Стронгом в конце 1960-х гг. Чтобы разработать концептуальную модель влияния консультанта на
клиента вследствие воспринимаемой клиентом опытности и надежности консультанта, Стронгу
пришлось обратиться к социально-психологической литературе по межличностному влиянию. С тех пор
было проведено множество исслед., посвященных изучению характеристик поведения, к-рые
способствуют усилению соц. влияния консультанта; условий, при к-рых соц. влияние консультанта
может быть максимизировано; связей между показателями соц. влияния и др. характеристиками
процесса и результата консультирования, а также зависимости соц. влияния от таких типологических
признаков консультанта и клиента, как раса, пол и соц. класс. В настоящее время модель соц. влияния
яв-ся одной из наиболее влиятельных моделей процесса консультирования.
Hosted by uCoz