Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1066 of 1766 
Next page End  

Кульминацией господствовавших в обществе тенденций явилось принятие в 1964 г. Закона о
гражданских правах (Civil Rights Act). To что этот закон включает раздел, относящийся к занятости
(Раздел VII), вовлекает психол. тесты в круг вопросов, связанных с дискриминацией против неимущих
соц. групп. В связи с этим, Комиссия по вопросу равных возможностей занятости (ЕЕОС, 1978)
рассматривается многими как прямая угроза П. т. Единые правила проведения отбора наемных
работников (Federal Uniform Guidelines on Employee Selection Procedures) нацелены главным образом на
защиту меньшинств и неимущих соц. групп от дискриминации при найме. Ряд правительственных
регулирующих мер адресован тж к проблемам граждан, имеющих различные категории инвалидности,
и некоторые из них (особенно в сфере образования и занятости) затрагивают П. т.
Проблемы выживания. Какого рода угрозам подвергается П. т.?
1. Наиболее серьезной угрозе подвергается тестирование общего интеллекта. За исключением
тестов достижений в школах, тесты общего интеллекта в настоящее время яв-ся наиболее часто
применяемыми и используемыми из всех тестов. Тесты общего интеллекта имеют разнообразные
наименования: интеллектуальные тесты, тесты IQ, тесты умственных способностей, тесты общей
способности и тесты потенциала к обучению. Большинство «специализированных» тестов, не
относящихся к этой категории, содержат компоненты оценки общего интеллекта.
Большинство тестов общего интеллекта и специализированных тестов, содержащих компоненты
оценки общего интеллекта, яв-ся вербальными тестами «карандаша-и-бумаги». Угрозы связаны с
обвинениями в адрес вербальных тестов в несправедливости их оценок в отношении групп,
оказывающихся в неблагоприятных языковых условиях, таких как афро-, испано-, азиато- и коренные
американцы.
Поскольку в письменных тестах невозможно избежать использования языка, при их разработке
особое внимание следует уделять словарному запасу и уровням трудности чтения тестов, чтобы быть
уверенными, что они не ограничивают возможности получения высоких оценок по тесту потенциально
успешными студентами или кандидатами на работу единственно по этой причине. Релевантное
содержание также должно предполагать включение в состав теста отвечающих его целевому
назначению различных факторов общего интеллекта, таких как пространственная и числовая
способности, способность к умозаключениям, ассоциативная способность и вербальная беглость.
2. Вторая угроза связана с различиями в оценках, получаемых по тесту членами меньшинств или
соц. групп, находящихся в менее благоприятных условиях, в сравнении с членами соц. групп,
воспринимаемых как благополучные. Проблема заключается в частом допущении со стороны критиков
тестов, что валидность теста, к-рый приводит к различным распределениям оценок в группах,
находящихся в разных соц., экономических и прочих условиях, уже в силу самого этого факта
оказывается под угрозой. Если, напр., женщины, в силу своих биолог. особенностей не могут
соответствовать валидным (реалистически связанным с работой) физ. требованиям, предъявляемым к
пожарным в той же степени, в какой могут мужчины, то в этом случае надлежит использовать
дифференцированный подход к распределениям оценок и предъявляемым к кандидатам требованиям.
3. Помогают или угрожают П. т. регуляторные меры профессионального или юридического
характера? Любые «указания» стесняют свободу инициативы, ограничивают простор научного исслед.
и экспериментирования, к-рые без них могли бы иметь место. В государственных постановлениях и
указаниях соц. проблемы зачастую смешиваются с профессионально-научными проблемами
тестирования. Профессионально-научные рекомендации зачастую оказываются слишком
«академичными» и не всегда в должной мере учитывающими практ. требования.
4. Какие угрозы для выживания П. т. исходят от судов? Эти угрозы проистекают главным
образом из переплетения соц. проблем с научной и профессиональной защитой психол. тестов. Это
связано с использованием психол. тестов в ситуациях, где остро стоит проблема соц. защищенности. В
области получения доступа к образованию тесты критиковались за ошибки, за возможность
предварительного «натаскивания» и секретность результатов. В области кадровых решений процедуры
найма и др. кадровые мероприятия подвергаются угрозам со стороны возникающих соц. проблем и
судебных комиссий, направляющих свое внимание на эти соц. проблемы. Когда суд «выбрасывает»
какой-либо психол. тест просто или главным образом потому, что он показывает неблагоприятные
результаты при найме на работу меньшинств, при этом редко, если вообще учитываются, соображения
валидности данного теста. Тем не менее, подобные судебные решения очевидно способствуют
формированию негативного общественного мнения в отношении валидности этого теста.
Выживание П. т. в «клинической» области психич. здоровья не подвергалось угрозе со стороны
судов в такой степени, как в двух предыдущих прикладных областях (образование и кадровые
Hosted by uCoz