Navigation bar
  Print document Start Previous page
 108 of 1766 
Next page End  

индивидуума действий или форм поведения, на основе чего рассчитывается общий показатель в виде
соц. возраста (SA) и/или соц. коэффициента (SQ).
См. также Задержка психического развития
К. Дж. Дру
Вальдорфская педагогика (Waldorf education)
Известная тж под названием «педагогика Штайнера», В. п. опирается на философию Рудольфа
Штайнера, австрийского ученого и филолога, к-рого попросили организовать школу для детей
работников сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» в Штутгарте (Германия). Первая такая школа
была создана в 1919 г., и с тех пор это движение приобрело междунар. характер, охватив более 300
школ.
Обучение осн. на представлении Штайнера о людях как о духовных существах, переживающих
повторные воплощения в земной жизни. Т. о., ребенок не является ни чистой грифельной доской, на к-
рой следует записывать сведения, ни животным, к-рое необходимо дрессировать, но рассматривается
учителем как носитель нераскрытых потенциалов на разных стадиях развития. Задача обучения и
воспитания в этом случае заключается в том, чтобы дать возможность в полной степени развиться этим
различным потенциям.
Штайнеровский взгляд на детское развитие придает крайне важное значение как времени, когда
ребенок включается в обучение, так и способу, с помощью к-рого оно осуществляется. В содержание
школьной программы входят иск-ва, естественные и гуманит. науки, да и к преподаванию тж относятся
как к иск-ву, принимая во внимание, что процесс научения отдельных детей может идти с различной
скоростью и различными путями. В такой школе отсутствуют классы, а уч-ся создают свои собственные
учебники на основе объяснений учителя. В. п. делает акцент на развитии «целостного человека»,
учитывая соц., художественный, физ. и интеллектуальный аспекты.
Обучение в вальдорфских школах может начинаться с ясельного возраста и заканчиваться в
старших классах, в зависимости от конкретной школы. В этих школах нет директора или руководителя,
и все педагогические решения принимаются Коллегией учителей. Подготовка учителей включает, по
меньшей мере, двухлетнюю последипломную стажировку в вальдорфских ин-тах.
См. также Альтернативные педагогические системы, Индивидуальное образование
Б. Озаки-Джеймс
Векслеровские тесты интеллекта (Wechsler intelligence tests)
Несмотря на активно развивавшееся на протяжении десятилетий движение интеллектуального
тестирования, до конца 1930-х гг. не существовало хорошо стандартизированного индивидуального
теста интеллекта для взрослых. Растущая неудовлетворенность в отношении стандартизации и
структуры (уровни умственного возраста) шкалы Стэнфорд-Бине послужила для Векслера осн. толчком
к созданию в 1939 г. Шкал интеллекта взрослых Векслера-Белльвью (Wechsler-Bellevue Adult Intelligence
Scales [W-B]).
Тест Векслера изначально разраб. как «балльная шкала», а не как шкала умственного возраста.
При его создании была учтена критика в адрес шкалы Стэнфорд-Бине за ее исключительно вербальную
направленность путем включения значительного, в пропорциональном отношении, числа
«невербальных» заданий, а при стандартизации использовались достаточно большие выборки взрослого
населения. В ходе стандартизации была предпринята попытка контролировать образовательный и
профессиональный статус. Окончательная версия нового теста предназначалась для использования в
возрастном диапазоне от 10 до 60 лет.
В числе главных факторов, повлиявших на окончательный отбор вошедших в эту шкалу тестов,
можно назвать три: отобранные тесты имели высокие корреляции с др. батареями интеллектуальных
тестов; они достаточно различались по своим функциям, что позволяло предотвратить любые
специфические влияния на обследуемых со стороны отдельных способностей и неспособностей; рез-ты
выполнения этих тестов позволяли делать определенные диагностические заключения.
После двух последовательных редакций теста в 1949 г. Векслер ввел новую и пересмотренную
его форму — Шкалу интеллекта взрослых Векслера (Wechsler Adult Intelligence Scale, WAIS). WAIS была
стандартизована на 1700 испытуемых (равномерно распределенных по полу и возрастным уровням) в
возрасте от 16 до 64 лет. Выборка стандартизации была дополнена выборкой 475 лиц пожилого
Hosted by uCoz