Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1089 of 1766 
Next page End  

Долю испытуемых, справившихся с заданием теста, наз., возможно не вполне точно, трудностью
задания. Способ улучшить задания — подсчитать процент выбора каждого варианта ответа на задание с
множественным выбором; полезно тж вычислить средний тестовый показатель испытуемых,
выбравших каждый вариант. Эти процедуры позволяют контролировать, чтобы варианты ответов
выглядели правдоподобными для неподготовленных испытуемых, но не казались правильными
наиболее знающим. Отбор заданий, к-рые сильно коррелируют с показателем полного теста,
максимизирует надежность как внутреннюю согласованность теста, тогда как отбор заданий, к-рые
сильно коррелируют с внешним критерием, максимизирует его прогностическую валидность.
Описательная аналоговая модель этих корреляций наз. характеристической кривой задания; в типичных
случаях — это график зависимости доли испытуемых, правильно отвечающих на вопрос, от их
суммарного тестового показателя (или к.-н. др. оценки их уровня способности). Для эффективных
заданий эти графики представляют собой положительные восходящие кривые, не снижающиеся по мере
прироста способности. Процедуры проверки заданий на систематическую ошибку связаны с
выявлением тех из них, к-рые неодинаково трудны для различных групп. Др. словами, эти процедуры
связаны с установлением общих различий в тестируемой способности и последующим поиском
заданий, к-рые имеют отличающиеся коэффициенты трудности для групп меньшинств. Последующее
удаление этих заданий из теста приводит к тому, что такой тест будет считаться справедливым. В
настоящее время еще только приступили к изучению этих процедур и их реальная ценность пока не
определена.
См. также Кластерный анализ, Систематическая ошибка тестов, обусловленная культурными
факторами, Анализ заданий, Тесты для отбора кандидатов, Статистика в психологии
К. Ф. Гейзингер
Психоневрология (psychoneurology)
«Моральные и деятельные принципы разума сильно извращены или испорчены, власть над собой
утрачена или ограничена и индивидуум неспособен говорить или рассуждать о к.-л. предложенном ему
предмете, а тж вести себя с приличием и пристойностью в жизненных делах». Так английский психиатр
Дж. Причард определил новое понятие «морального помешательства» в своем «Трактате» (Treatise),
опубликованном в 1835 г. Идентичная идея заключена в описании manie sans delire, данном отцом
французской психиатрии Ф. Пинелем в 1812 г. В том же году первый американский психиатр Б. Раш
писал о лицах, одержимых «врожденной противоестественной моральной испорченностью». Великие
немецкие систематики занимались тщательным описанием этой большой и неоднородной группы лиц с
причудливым, извращенным, непривычным поведением (лишь в нек-рых случаях аморальным или
антисоциальным), но без поведенческой спутанности и бреда. И. Л. А. Кох в 1891 г. объединил их
понятием «психопатической неполноценности». В следующих одно за др. изданиях своего
влиятельного учебника «Психиатрия» (Psychiatrie)
Э. Крепелин многократно «перепахивал» ту же
самую почву, но лишь в 7-м издании он впервые использовал термин «психопатическая личность» для
обозначения того типа людей, к-рый имел в виду Причард. Немецкие нозологисты, однако, не
соглашались основывать свою классиф. на социологическом или даже политическом критерии; та же
самая дефиниция антисоциального психопата в иной перспективе может рассматриваться как
обозначение, напр., борца за свободу. В монографии К. Шнайдера «Психопатическая личность»,
впервые опубликованной в 1923 г., приводится 10 видов девиантной личности, причем среди них есть и
такие, что могут (хотя и не обязательно) склонять индивидуума к антисоциальному поведению.
Противоположный подход был использован Г. Э. Партриджем в 1930 г., пришедшим к выводу,
что для подгруппы лиц, наз. психопатами, доминирующим симптомом яв-ся неспособность или
нежелание согласовывать свое поведение с требованиями об-ва, и потому он предложил использовать
термин «социопатическая личность». Это обозначение было принято Американской психиатрической
ассоц. в первом издании ее «Руководства по диагностике и статистической классиф. психич.
расстройств» (DSM). Однако с публикацией DSM-III в 1980 г. произошло возвращение к немецкой
модели. Термин «психопатическая личность» был отвергнут как слишком общий и неопределенный;
термин «социопатическая личность», к-рый так никогда и не привился, был тж оставлен. На их месте
появилась дюжина вариантов расстройств личности, имеющих известное сходство с десятью
психопатиями Шнайдера, причем нек-рые из расстройств охватывали типы личности, наз. до этого
психопатическими («гистрионическая» (демонстративная), «нарциссическая» и «пограничная»
личности), а одно расстройство — «антисоциальная личность» — более явно соответствовала
Hosted by uCoz