Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1091 of 1766 
Next page End  

подвидов.
Синдром отчуждения. Положительные соц. установки и чувства не расцветают сами по себе
полным цветом в душе нормального подростка. Им надо научиться в процессе родительского
воспитания, на опыте вознаграждающей привязанности к др. людям и на примере социализированного
взрослого чел., к-рый вызывает восхищение. Возможно, в раннем детстве существует «критический
период», когда для развития нормальной способности любить др. и привязываться к ним необходимы
ласка и уют.
Среди тех, кто способен любить кого-нибудь — напр., членов своей семьи, — существуют
большие индивидуальные различия в том, что можно назв. «кругом эмпатии». Есть люди, к-рые без
колебаний могут прихлопнуть муху, но испытают ужас, задавив на дороге белку. Нек-рые охотники на
белок будут опечалены, увидев страдающую собаку. Есть граждане, к-рые быстро вызовут службы
отлова бродячих собак для их последующего умерщвления, но будут выступать против смертной казни
и делать пожертвования в ЮНЕСКО. В толпе, наблюдающей за потенциальным самоубийцей, стоящим
на высоком карнизе здания, есть люди, охваченные чувством сострадания, и др. люди, глаза к-рых, как
у детей в цирке, горят огнем счастливого предчувствия. При прочих равных условиях вероятно, что
круги эмпатии меньше всего у тех, кто чаще оказывался свидетелем чужих страданий, поскольку они
научились обеспечивать себе заместительную десенсибилизацию дискомфорта.
Гнев и агрессия представляются естественными реакциями на чувства зависти, фрустрации и
неудовлетворенности собственной судьбой. Хотя мы считаем гнев дисфорической эмоцией,
несомненно, менее неприятно чувствовать себя разгневанным, чем испуганным, бессильным, ранимым
или никчемным. Нек-рые люди культивируют в себе гнев для защиты от перечисленных
альтернативных эмоций и др., еще более неприятных психич. состояний; возможно, что этот механизм
может стать привычным, приводя к недифференцированной агрессии, к-рая, в свою очередь, может
вести к антисоциальным действиям.
Т. о., среди этих, лишенных привязанности к кому-либо и чувства эмпатии, холерических
индивидуумов выделено 3 «вида» отчужденных психопатов. Следует еще раз подчеркнуть, что эти
описания приводятся не как истинная типология, а лишь в качестве ил. того, как нормальные эмоции, к-
рые не дают большинству из нас оказаться во власти агрессивных побуждений или вообще
препятствуют их возникновению, могут оказаться у нек-рых людей недоразвитыми вследствие
отсутствия любви окружающих, безопасности, благоприятных возможностей и хорошего примера,
особенно в детстве.
Психопат Клекли. Книга
Х.
Клекли «Маска психического здоровья» (The mask of sanity)
вдумчивое и широко известное описание клинических характеристик психопатической личности —
была впервые опубликована в 1941 г. и выдержала шесть изданий, последнее вышло в 1976 г. В этой
монографии, написанной живым литературным языком, приводится целая серия историй болезни
отдельной подгруппы первичных психопатов, к-рых невозможно отнести к к.-л. из описанных выше
этиологических категорий. На основании собственной оценки этого материала Клекли сформулировал
список из 16 общих для всех этих случаев признаков. Эти признаки имеют разную клиническую
важность, а нек-рые из них (напр., «редко совершается суицид») яв-ся производными от др. Десять
наиболее существенных признаков можно резюмировать следующим образом.
Клекли был убежден, что этот синдром яв-ся рез-том какого-то глубокого и, возможно,
конституционально обусловленного дефекта, включающего неспособность испытывать нормальное
эмоциональное сопровождение жизненного опыта. Люди с дефектом восприятия цвета неспособны
оценить, как др. воспринимают радугу. Они могут научиться имитировать комментарии др. людей о
хроматических красотах сцены и проводить различения для разных целей, запомнив, напр., что признак
«красное» (что бы это ни значило) используется при описании яблок; они могут никогда не
признаваться себе в том, что этот аспект их восприятия качественно отличен от нормы. Так же и
психопат, описанный Клекли, может просто быть неспособен испытывать нормальное чувство вины,
угрызений совести, пугающей перспективы или нежной привязанности. Подобно чувству восприятия
цвета, эти эмоции носят глубоко личный характер и недоступны интерсубъективному сравнению.
Психопат может научиться подражать поведению людей в разных эмоциональных состояниях; его
уверения в любви или сожалении могут звучать так же правдоподобно, как у любого актера, — и быть
столь же пустыми. Возможно тж, что возмущение этого индивидуума тем, что ему не верят, искренне и
в определенном смысле оправданно: а как вообще можно знать, что эти высказывания делаются
людьми, никогда не испытывавшими таких чувств?
Др. подходом был поиск понимания природы психопата Клекли на основе фокального,
Hosted by uCoz