Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1104 of 1766 
Next page End  

эмоциях как причине эмоциональных расстройств.
В индивидуальной терапии имеют место диадные отношения между психотерапевтом и
пациентом/клиентом. Психотерапевт может встречаться с пациентом/клиентом нечасто, или с частотой
в 3 и более сеансов в педелю; длительность сеансов варьирует от 30 до 60 мин. В групповой терапии с
людьми, обычно имеющими общие проблемы, может работать один или неск. психотерапевтов.
Групповые занятия обычно проводятся 1 раз в неделю или чаще, длительность их составляет ок. 90—
120 мин. Разновидностью групповой П. яв-ся марафон, участники к-рого собираются на
продолжительное время и прорабатывают или исследуют специфические вопросы.
Подход семейной терапии может рассматриваться в качестве моста между индивидуальным и
групповым подходами. При «системном» подходе каждый член семьи считается одинаково важным для
всех остальных членов семьи. Психотерапевт ищет причину нарушения функционирования семейной
системы. Членам семьи помогают реорганизовать систему и восстановить себя как эффективное
семейное целое.
В качестве вспомогательного средства в П. часто используются различные психотропные
препараты, такие как анксиолитики и нейролептики. Эти лекарственные средства помогают снизить
тревогу, затрудняющую способность человека к вербализации, сосредоточению внимания и участию в
дискуссии. Антипсихотические средства могут снижать тяжесть нарушений до уровня, когда пациент
оказывается способным к сотрудничеству в процессе П.
Психотерапевтические школы
Динамические или реконструктивные школы П. подчеркивают значение биографических данных
пациента — важность понимания прошлого индивидуума и изучения воздействия прошлых событий на
текущее функционирование.
Гарри Стэк Салливан создал интерперсональную школу П., в к-рой подчеркивается
первостепенное значение межличностных отношений в жизни человека. Интерперсональная П.
Салливана включает процесс проработки отношений между пациентом и значимыми лицами его соц.
окружения.
Карл Роджерс, американский психолог, разраб. теорию, согласно к-рой люди стремятся к росту и
совершенству, но постоянно сталкиваются на этом пути с препятствиями. Функцией психотерапевта в
таком случае будет помочь индивидууму преодолеть эти препятствия. П. по Роджерсу в большей
степени сфокусирована на ситуации «здесь и сейчас» и на путях прямого подхода к препятствиям в
жизни человека.
Поведенческая терапия развилась в 50-х гг. Этот подход осн. гл. обр. на работах Джозефа Вольпе
и Б. Ф. Скиннера. Поведенческий подход сфокусирован на открытом, измеримом поведении
индивидуума. Чистый бихевиорист исходит из того, что единственно важной вещью яв-ся измеримое
поведение. У людей возникает тревога как следствие усвоенного дезадаптивного поведения. Устраните
это дезадаптивное поведение, и у них не будет больше эмоциональных проблем.
Направления исследований
Вначале осн. предметом научных исслед. П. были переменные, характеризующие пациента.
Акцент делался на сотрудничестве пациента и его реакции на психотерапевтический процесс.
Исследователи обнаружили, что взрослые пациенты в относительно молодом возрасте, хорошо
владеющие языком, достаточно интеллектуальные и уже добившиеся определенного соц. успеха имеют
наилучшие шансы положительного исхода П. Позднее интерес исследователей сместился к изучению
эффективности методик П.
По мере того как исслед. становились все более детализированными, психотерапевты осознали,
что акцент на специфических методиках не яв-ся продуктивным. И тогда интерес переключился на
переменные, характеризующие психотерапевта. Исследователи обнаружили, что такие переменные как
душевная теплота, эмпатия, терпение, открытость и честность, наиболее важны для достижения успеха
П. вне зависимости от специфических методик или психотерапевтической школы.
Исслед. 60-х и 70-х гг. были сконцентрированы на всех факторах взаимодействия между
психотерапевтом и пациентом/клиентом, повышающих или снижающих вероятность положительного
исхода П. Изучая переменные пациента, исследователи обнаружили, что хороший результат
достигается у мотивированных, испытывающих тревогу и желающих добиться изменений пациентов.
Пациент должен был тж принять предположение о том, что эмоциональные факторы оказывают
влияние на поведение. Среди факторов взаимодействия, связанных с вероятностью положительного
исхода, оказались доверие, определенная степень открытости и мотивация к вовлеченности в
терапевтические отношения.
Hosted by uCoz