Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1119 of 1766 
Next page End  

См. также Слуховая различительная способность, Методы эмпирического исследования, Слух,
Закон Фехнера, Психофизические методы, Зрительное восприятие, Закон Вебера
Дж. Ф. Корсо
Психофизические методы (psychophysical methods)
Психофиз. — это наука, изучающая отношения между раздражителями (стимулами) и
ощущениями (сенсорными реакциями) с помощью количественных методов. Как таковая она имеет
дело со следующими вопросами: 1) Какой уровень стимуляции необходим для того, чтобы вызвать
ощущение или сенсорную реакцию? 2) Насколько должна измениться величина раздражителя, чтобы
можно было обнаружить изменение? 3) В каком отношении (или отношениях) нужно изменить стимул,
чтобы он стал перцептивно эквивалентным другому стимулу? 4) Как меняется ощущение или сенсорная
реакция с изменением величины раздражителя? Для ответа на эти (и др.) вопросы используют П. м. В
состав этих методов входят: 3 классических метода определения порогов, введенные в психофиз.
Густавом Фехнером; многочисленные П. м. шкалирования надпороговых раздражителей, используемые
для получения мер величины ощущения, и методы теории обнаружения сигналов (ТОС), применяемые
для получения мер «номинальной» сенсорной чувствительности, минимально искаженной мотивами и
установками испытуемых.
Так называемые классические методы — метод границ, метод установки (или средней ошибки —
Примеч. науч. ред.)
и метод постоянных раздражителей — впервые были сведены вместе и
представлены Фехнером в его фундаментальном труде «Элементы психофизики», опубликованном в
1860 г. Они использовались для определения абсолютных и разностных порогов. Абсолютный порог
(Reiz Limen, или RL)
определяется как величина раздражителя, дающего 50% случаев обнаружения.
Аналогично этому дифференциальный порог (Differenz Limen, или DL)
это минимальное изменение
раздражения, обнаруживаемое в 50% случаев. Ниже приводится описание этих трех методов, к-рое хотя
и не касается тонкостей эксперим. процедур, варьирующих от исслед. к исслед., дает достаточно полное
представление о характерных особенностях каждого из них.
Метод границ
При использовании этого метода наблюдателю в каждой отдельной пробе предъявляют либо
монотонно возрастающую (восходящие пробы), либо монотонно убывающую (нисходящие пробы)
дискретную последовательность раздражителей, величина к-рых изменяется до тех пор, пока не
произойдет изменение реакции наблюдателя с «да» на «нет» (в нисходящих пробах) или с «нет» на «да»
(в восходящих пробах). Уровень стимуляции, соотв. половине интервала, на к-ром происходит
изменение реакции, принимается за величину порога для данной пробы.
Метод установки
В противоположность методу границ, этот метод дает возможность самому наблюдателю
регулировать непрерывно изменяемый раздражитель, с тем чтобы уравнять его с заданным эталоном.
Каждая проба заключается в корректировке наблюдателем переменного раздражителя от точки явного
неравенства до точки субъективного равенства с эталоном. Восходящие и нисходящие пробы
чередуются вместе со случайно изменяемым начальным отклонением переменного раздражителя от
эталона.
Метод постоянных раздражителей
Этот метод предписывает предъявление наблюдателю в каждой отдельной пробе только одного
раздражителя, выбранного из фиксированного набора, включающего от 4 до 9 раздражителей. При
определении абсолютного порога (RL)
наблюдатель в каждой пробе дает ответ в форме «да/нет». При
определении дифференциального порога (DL) наблюдатель, сравнивая тестовый раздражитель из
определенного набора с предъявляемым в каждой пробе эталоном, дает ответ в форме «больше
чем/меньше чем». После предварительного опробования тестовых раздражителей их набор
формируется т. о., чтобы они заключали порог в вилку и чтобы все они (в идеале) давали какой-то
процент реакций обнаружения или различения, но ни один из них не воспринимался в 100% случаев.
Психофизические методы шкалирования надпороговых раздражителей
П. м. шкалирования представляют собой собрание самых различных методов, общее у к-рых
только то, что они предписывают правила, по к-рым испытуемые (прямо или косвенно) присваивают
значения числовой шкалы физ. стимулам. Эти методы часто использовались для проверки нек-рых
психофизических законов. Среди них — методы бисекции, субъективно равных интервалов,
фракционирования и оценки величины.
Hosted by uCoz