Navigation bar
  Print document Start Previous page
 112 of 1766 
Next page End  

иллюстрации примеров посредничества при разводе до оказания помощи неопытным преподавателям.
Др. продуктивной областью является родительский тренинг и обучение ребенка навыкам самоконтроля
(child self-management). В качестве моделей для иллюстрации соц. умений и повседневных жизненных
ситуаций чаще всего используются др. дети и молодые родители. Еще одной обширной областью
приложения видео является моторное выполнение (напр. в спорте). Чрезвычайно перспективной, но
пока недостаточно развитой областью является разработка моделирующего видео для специальных
популяций (напр. лиц с задержками умственного развития).
Самомоделирование
Эффективное поведение может тж иллюстрироваться, в учеб. целях, видеозаписями поведения
самих клиентов или обучающихся путем его проектирования и монтажа различными способами.
Самомоделирование определяется как процедура, в ходе к-рой люди могут наблюдать на видеозаписях
собственное адаптивное поведение. (Для самомоделирования тж используются аудиозаписи,
фотографии, напечатанные истории и индивидуальные мысленные образы.) Область применения
самомоделирования охватывает широкое разнообразие приложений: деструктивное поведение,
избирательный мутизм, депрессия, тревога, спорт, соц. умения, личная безопасность, самоконтроль,
ситуации физ. напряжения, обучение работников сферы обслуживания и др. Наиболее эффективная
форма самомоделирования использует упреждение, или прямую связь (feedforward),
термин,
введенный для обозначения видеоизображений еще не достигнутых целевых умений, к-рые
монтируются из элементов уже доступного репертуара умений. Напр., мальчик не умеет
самостоятельно есть, но он может держать ложку, опускать ее в тарелку, поднимать ее ко рту и т. д.; эти
элементы по отдельности могут быть записаны на видео и при помощи монтажа объединены в еще не
существующий, сложный акт поведения, демонстрирующий умение в новой, но не превышающей
возможностей данного уровня развития сфере. Более простой, но неск. менее эффективной стратегией
является позитивный самопросмотр (positive self-review), в ходе к-рого представляется подборка записей
наилучших образцов уже доступных, но не часто демонстрируемых целевых умений. Напр., теннисист
получает обзорную видеозапись его лучшей подачи, игры с лета и т. д. из многочисленных попыток,
совершенных им за весь прошедший день. В обеих описанных формах самомоделирующие записи, как
правило, демонстрируются ок. 3 мин и просматриваются каждые 1 или 2 дня до шести раз для
достижения макс. эффекта; иногда, когда требуется подкрепляющий стимул, они просматриваются
повторно через каждые 2 или 3 мес.
Самоконфронтация и обратная связь
Просмотр видеозаписи своего поведения в личностно значимых ситуациях — эффективное
средство улучшения навыков самооценки. Поэтому видеообратная связь используется в широком
спектре ситуаций: при спорт. соревнованиях, формировании профессиональных навыков,
межличностной коммуникации и т. д. Она оказывается наиболее эффективной в случае, когда
поведение, требующее коррекции или улучшения, четко определено и может быть достигнуто
самостоятельно или при наличии соотв. обучения либо поддержки (напр. тренировки и
консультирования). Др. полезной стороной просмотра не подобранных искусственным образом и не
смонтированных видеозаписей своего поведения является оказываемое ими мотивационное и
эмоциональное воздействие. Последствия наблюдения собственных неудачных действий при
отсутствии возможности что-либо изменить или повлиять на ситуацию могут варьировать от отчаяния и
тревоги до твердой решимости достичь поставленной цели.
Просмотр эпизодов событий
Использование видео в целях стимулирования дискуссий, воспоминаний, эмоций или оценочных
суждений является распростр., но недостаточно изученным направлением. Для нужд интервьюирования
и консультирования была разработана процедура «воспроизведения межличностного процесса»
(interpersonal process recall)
(просмотр видеозаписей с целью повторного рассмотрения мыслительных
процессов и чувств, связанных со специфическими действиями). В литературе закрепился термин
«триггеры» (triggers), обозначающий краткие видеозаписи, к-рые провоцируют возникновение
дискуссий, использующихся как основа для приобретения опыта групповой работы. Обычно это
короткие, не имеющие завершения эпизоды, предназначенные для стимулирования групповой
дискуссии на спорные темы (напр., жестокое обращение с детьми или аттитюды к различным
культурам). Эпизоды на удивление редко использовались в терапии. Однако существуют
обнадеживающие данные об их применении в тренинге соц. навыков, раскрывающей терапии (exposure
therapy)
и секс терапии. Относительно редкой, но от того не менее интересной возможностью
использования видео является его терапевтическое и развивающее воздействие на людей (напр.,
Hosted by uCoz