Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1127 of 1766 
Next page End  

старшего поколения, к-рые ими командовали. Значение молодежи резко усилилось в 20-е гг. и стало
очевидно, что молодежь представляет собой особое — и обособленное — поколение. 60-е гг. снова
оказались временем активных действий молодежи, когда поколение «до 30» стало предметом широкой
озабоченности. В течение этого последнего десятилетия исслед. отрочества-юности получили, наконец,
должное признание.
Изменение и кризис. Взгляд на отрочество-юность как на время изменения и кризиса получил
официальное признание после работ Э. Эриксона. В своем главном труде «Детство и общество» он
высказал предположение, что главным событием отрочества-юности яв-ся «кризис идентичности».
Эриксон определял кризис идентичности как время поисков нового чувства Я, к-рое охватывало бы все
прошлые, настоящие и предполагаемые в ближайшем будущем грани себя. Кризис идентичности может
быть легким или острым, но, в целом, Эриксон характеризовал это время поисков себя как возраст
тревог и смятения.
Биология. Ученые биолог. ориентации подробно описали физ. рост и половое созревание, к-рые
имеют место в начале данного возрастного периода (с разницей в год или два). В это время подростки
довольно быстро прибавляют в росте на неск. дюймов. Этот «скачок роста» происходит одновременно с
началом полового созревания, в ходе к-рого развиваются репродуктивные органы и появляются
вторичные половые признаки. В отрочестве происходят разительные биолог. изменения, к-рые могут
самым серьезным образом сказываться на др. аспектах развития.
Воздействие биолог. развития лучше всего показано в исслед. рано и поздно созревающих
мальчиков и девочек, выбивающихся из графика роста, характерного для большинства их сверстников.
Как рано, так и поздно созревающие мальчики и девочки, обнаруживают психол. и соц. отличия от
большинства детей их возраста, однако у мальчиков эти отличия выражены отчетливее. Напр. рано
созревающие мальчики часто имеют преимущество перед сверстниками, к-рое сохраняется на
протяжении юности и ранней взрослости. Они демонстрируют соц. уравновешенность, лидерский
потенциал и множество др. ценимых об-вом характеристик. Поздно созревающие мальчики, однако,
предстают в невыгодном свете по сравнению со сверстниками. Они часто агрессивны, безответственны
и зависимы в то же самое время. Хотя эти различия постепенно сглаживаются, а в нек-рых случаях
могут в последующем измениться на противоположные, влияние биолог. развития лучше всего заметно
в тех случаях, когда молодые люди выбиваются из нормативного графика созревания.
Познание. Исслед. когнитивного развития в подростковом и юношеском возрасте в
значительной степени опирались на теорет. труды Ж. Пиаже. Пиаже считал, что дети и подростки
проходят в своем развитии ряд когнитивных стадий. На каждой такой стадии мыслительные структуры
отвечают специфическому образу реальности. Стадию когнитивного развития, соответствующую
отрочеству-юности, он наз. «формальными операциями». На этой стадии мышление становится
абстрактным и гипотетическим. Подростки приобретают способность отделять внутренние чувства от
внешних событий и исследовать субъективный и объективный миры в знач. расширившихся пределах.
Стадия формальных операций, согласно Пиаже, открывает перед подростками более широкие
возможности, что, бесспорно, сказывается на их психол. и соц. развитии. Теперь подростки могут
вообразить себя «влюбившимися» и, как следствие этого, влюбляются, переживая на самом деле все
связанные с этим состоянием душевные терзания. Они тж могут создавать в своем воображении
идеальные миры, к-рые знач. лучше их собственного, и вследствие этого становятся нетерпимыми к
несовершенству реального мира. Подростки теперь способны представить себе, какими они кажутся др.
людям, и эта их способность видеть свой образ (часто искаженный) глазами других, приводит к росту
самосознания. Когнитивные изменения могут тж быть причиной психол. и соц. изменений в этом
возрасте и предрасполагать нек-рых молодых людей к переживанию «кризиса» в понимании себя.
Др. исследователи менее склонны, чем Пиаже, признавать резкий характер когнитивных
изменений. Они приводят доказательства того, что когнитивные изменения яв-ся постепенными,
растянутыми во времени, и что психол. перемены приходятся на разные возрастные этапы отрочества-
юности, соответственно ходу созревания молодых людей. Несмотря на то что мн. психологов не
привлекает взгляд на отрочество-юность как на период драматических перемен, они, тем не менее,
используют стадии Пиаже как «указатели на перекрестках», чтобы не сбиться с пути при изучении
когнитивного Р. в п. и ю. в.
Личность. Др. теоретики связывают кризис переходного возраста с иными причинами. Э.
Эриксон отводит центральное место «кризису идентичности». Г. С. Салливан полагал, что
подростковые конфликты возникают тогда, когда молодые люди пытаются наладить отношения со
сверстниками — сначала своего, а затем и противоположного пола. Дж. Ловингер охарактеризовала
Hosted by uCoz