Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1128 of 1766 
Next page End  

отрочество-юность как время, когда молодые люди изо всех сил стараются урегулировать
противоречия, внесенные их возросшим знанием себя и других.
Однако мн. психологи указывали на то, что рост личности может не обнаруживать ни одного из
этих признаков напряжения и борьбы. Связана ли удовлетворенность подростков собой с успешной
адапт. к соц. окружению или с уклонением от важных психол. проблем — вопрос спорный. Ясно одно:
мн. молодые люди в процессе формирования представлений о себе не бунтуют и не испытывают
смятения чувств, а ведут себя совершенно спокойно и уравновешенно, как в отрочестве-юности, так и
за пределами этого периода.
Мораль. Интерес к области морального развития в отрочестве-юности заметно вырос благодаря
работам Л. Колберга, опубликованным в 60-х гг. Колберг утверждал, что каждый подросток — это
философ, занимающий определенную позицию по отношению к миру, к рая предписывает моральный
выбор и последующее поведение. Опираясь на когнитивную теорию Пиаже, Колберг разраб. модель
морального развития, согласно к-рой подростки, переходящие на когнитивную стадию формальных
операций, оснащены тж всем необходимым, чтобы перейти с конвенциального на постконвенциальный
уровень морального развития. На конвенциальном уровне молодые люди научаются следовать нормам
своей общины и об-ва в целом, чтить традиции и законы. На постконвенциальном уровне они выходят
за пределы законов своего об-ва, полагаясь на то, что яв-ся абсолютным благом для всех людей. Теперь
моральный выбор основывается на этических принципах.
Исслед. когнитивного, личностного и нравственного роста испытали на себе сильное влияние
работ таких крупных теоретиков, как Фрейд, Эриксон, Пиаже и Колберг. В каждой из этих областей
развития были построены модели, к-рые предполагают, что Р. в п. и ю. в. — процесс сугубо
индивидуальный, мотивированный внутренними силами растущего человека. За исключением
Салливана, большинство теоретиков, занимавшихся этими вопросами, почти не уделяли внимания соц.
среде или культурному опыту подростка.
Сексуальность. Изучая сексуальное развитие и поведение, психологи и представители др. соц.
наук вступают в соц. и культурную сферы. Сексуальное поведение в норме является соц. актом,
предполагающим участие другого. Практически в каждом об-ве сексуальное поведение регулируется
строгими культурными нормами и экспектациями, различающимися в разных культурах или соц.
группах и географических регионах одной культуры.
В нашей собственной культуре подростковой и юношеской сексуальности придавалось особое
значение. Подростки созревают в половом отношении уже в отрочестве, приобретая способность к
совершению полового акта. Молодые люди сразу же сталкиваются с двумя наборами конфликтующих
норм. Совр. нормы отличаются меньшей жесткостью в отношении ранней сексуальной активности при
определенных обстоятельствах. Однако старые, более укоренившиеся нормы запрещают половые
отношения в период отрочества-юности. В результате юноши и девушки могут испытывать
амбивалентность по поводу выражения сексуальности, вызываемую конфликтующими нормами.
Созревание половых функций в условиях действия запрещающих норм в отношении проявления
сексуальности создает напряжение. Поэтому для мн. взрослых, как и для молодежи, юношеская
сексуальность становится символом происходящих в отрочестве-юности перемен.
Две наиболее известных интерпретации юношеского сексуального поведения диаметрально
расходятся в описании его причин и объяснении различий сексуального опыта юношей и девушек. Одна
принадлежит Фрейду, другую предлагают Саймон и Ганьон. Согласно Фрейду, юношеское сексуальное
поведение — результат все более усиливающихся, но пока еще не направленных в нужное русло и не
контролируемых внутренних импульсов. При этом постулируется, что они сильнее у юношей, чем у
девушек. Тот факт, что мужская сексуальная активность проявляется чаще и раньше, традиционно
используется для подтверждения этой т. зр.
Однако Саймон и Ганьон приводят доводы в защиту взгляда, согласно к-рому сексуальность яв-
ся не ответом на внутренние побуждения, а выученной реакцией на культурные экспектации. Напр. в
нашем об-ве от мальчиков ожидают, что они будут сексуальными, и они становятся такими. В
противоположность этому, от девочек ожидают, что их больше должна привлекать любовь, чем секс, и
они тж не обманывают ожидания окружающих. Следовательно, представители каждого пола следуют
культурному сценарию и усваивают образцы поведения, ожидаемого от них той культурой, в к-рой они
живут.
Семья и общество. На Р. в п. и ю. в. сказывается опыт молодых людей, приобретаемый ими в
семье, в группах сверстников и в школе. Каждое окружение влияет на то, приведут ли происходящие в
это время изменения к положительным или отрицательным событиям для конкретного подростка и для
Hosted by uCoz