Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1129 of 1766 
Next page End  

об-ва в целом.
Группа сверстников. Подростковые группы источник общественной озабоченности.
Взрослые опасаются, что сверстники могут сбить с правильного пути молодых людей и что влияние
взрослых будет слабеть по мере приобретения сверстниками все большей значимости. Вообще говоря,
эти опасения не были подтверждены исслед. Для большинства подростков влияние семьи превосходит
влияние сверстников в том, что касается главных вопросов, на протяжении всего этого периода
развития.
В общем, подростки выигрывают от присоединения к группе сверстников. Прежде всего, друзья-
ровесники дают подросткам возможность развивать свои соц. навыки и обеспечивают защиту от
одиночества, часто испытываемого в юные годы. Далее, группа сверстников обеспечивает окружение,
поначалу состоящее из друзей того же пола, а затем из разнополых пар, в к-ром юноши и девушки
исследуют свою идентичность и открывают для себя, кто они такие. Наконец, хотя группа сверстников
настаивает на подчинении своим нормам, особенно в отрочестве, она дает прибежище и опору
подросткам по мере их продвижения от семейной зависимости к взрослой независимости.
Нек-рые молодые люди, однако, становятся полностью зависимыми от группы сверстников в
том, что касается соц. поддержки и поведенческих экспектаций. Такие ориентированные на сверстников
подростки (составляющие меньшинство) часто ощущают себя отверженными миром взрослых. Во мн.
отношениях эта меньшая группа иллюстрирует опасения взрослых по поводу групп подростков одного
возраста, ибо они часто презирают установленный порядок, совершают антисоциальные поступки и
пытаются создать мир, к-рый отвечает только их потребностям.
Школа. В обстановке школы значительная часть групповой активности подростков проявляется
наиболее открыто, ибо, особенно в середине этого периода, школа становится жизненной средой
подростков. Различные группы сверстников могут определяться на основе их идентификации со
школой, а тж исходя из их интеллектуальной или соц. ориентации. В таком случае, для каждой группы
школа будет иметь разное значение и по-разному влиять на их развитие.
Ученики, не ориентированные на школу, делятся на две категории, в зависимости от
преобладания интеллектуальной или соц. ориентации. В нек-рых школах есть небольшая группа
интеллектуальных учащихся, к-рые не солидаризируются со школой или штатом преподавателей. Часто
это бунтари или философы. Гораздо большая группа не идентифицирующихся со школой учеников
имеет соц. ориентацию. Они вместе проводят время по соц. мотивам и могут подталкивать друг друга к
употреблению наркотиков, алкоголя или к совершению преступления.
В той же самой средней школе пригородного района, где заправляли «качки», были не
идентифицирующие себя со школой ученики, входившие в группировку «планеристов». Они тоже
имели собственную территорию, контролировали распространение марихуаны и разговаривали только
друг с другом. Их нормы отличались от норм «качков», и они демонстративно выражали презрение к
осн. традициям и занятиям. Остальные ученики, не примкнувшие ни к тем, ни к другим, занимали
промежуточное положение с менее характерной ориентацией.
См. также Отрочество-юность, Формирование идентичности в подростковом и юношеском
возрасте, Развитие человека, Моральное развитие, Полоролевое развитие
Б. Фориша-Ковач
Развитие в раннем детстве (early childhood development)
Детство — это период в развитии человека между младенчеством и взрослостью, определяемый
на уровне культуры и, в ист. перспективе, являющийся относительно поздней соц. структурой. Лишь в
последние 400 лет или около того идея детства стала неотъемлемой частью зап. культуры, с признанием
этого особого соц. класса и особой фазы в возрастном развитии каждого человека. Французский
историк Филипп Арьес анализирует возникновение этих идей в своей знаменитой книге, переведенной
на английский иод названием «Века детства: соц. история жизни семьи» (Centuries of childhood: A social
history of family life).
Раннее детство как отдельный и знаменательный подпериод детства чаще всего включает
месяцы и годы между младенчеством и школьным возрастом, или средним детством, т. е. продолжается
от 2 до 5 лет. Эти дошкольные годы — время важных и сложных достижений и перестроек в поведении,
и потому раннее детство занимает центральное место в большинстве теорий развития человека.
Научение, перцепция, рассуждение, память и соц. отношения претерпевают важные изменения в раннем
детстве.
Hosted by uCoz