Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1130 of 1766 
Next page End  

Овладение языком — одно из самых впечатляющих достижений раннего детства, в течение к-
рого лепет младенца превращается в весьма сложную речь 5-летнего ребенка, уже готового вступить в
мир за пределами семьи.
Психоаналитически ориентированная возрастная психология отводит раннему детству роль
критического периода в развитии, когда складываются осн. ориентации личности, к-рые сохраняются в
детстве, юности и взрослости, формируя границы и оказывая давление на последующие изменения
интрапсихической орг-ции, межличностные отношения и развитие Эго. Важные аспекты осознания себя
как индивидуума и как представителя мужского/женского пола формируются именно в этом периоде
развития. Теория психосексуального развития З. Фрейда, описывающая оральную, анальную и
фаллическую (эдипову) фазы раннего детства, и теория психосоциального развития Э. Эриксона,
описывающая задачи и кризисы раннего детства (доверие против недоверия, автономия против стыда и
сомнения, инициатива против вины и трудолюбие против неполноценности), относятся к наиболее
важным вкладам психоан. в понимание развития в раннем детстве.
Когнитивные теории развития, разработанные швейцарским психологом Жаном Пиаже и его
последователями, тж придают особое значение раннему детству как периоду, в к-ром ребенок делает
важнейшие шаги в конструировании своей реальности и познании. Младенец на сенсомоторной стадии
интеллекта приобретает и совершенствует знания о себе и мире посредством сложных циклов
взаимодействий со средой, формирующих сенсорный и моторный опыт. В раннем детстве ребенок
достигает стадии дооперационального мышления, а затем и мышления на уровне конкретных операций,
— важных уровней символического и представляющего (representational)
мышления как основы для
классиф. и категоризации информ., а тж для понимания важных принципов устройства физ. и соц. мира.
Такие великие педагоги и теоретики, как Ян Амос Коменский, Жан-Жак Руссо, Иоганн Генрих
Песталоцци, Фридрих Фребель, Джон Дьюи, Мария Монтессори и Анна Фрейд, давно признавали
важность обучения и развития в раннем детстве. Ясли, детские сады и программы раннего
вмешательства типа Operation Headstart
все это совр. проявления понимания важности Р. р. д. не
только педагогами и психологами, но тж политиками и гос. деятелями.
См. также Детская психология, Развитие младенца, Неонатальное развитие
Д. Л. Вертлиб
Развитие взрослых (adult development)
Подход к Р. в. в перспективе времени жизни включает: а) изучение фазы жизни от окончания
формального обучения до наступления пенсионного возраста; б) исслед. воздействий предшествующей
жизни на развитие взрослых и последующего воздействия событий взрослой жизни на наступление
старости и смерти; в) изучение развития в период взрослости как такового; г) междисциплинарное
исслед. развития в разных культурах и в разные ист. эпохи; д) поиск целей и средств оптимизации
развития во взрослости, равно как предшествующего ему развития в детстве и его последующего
влияния на последующую жизнь.
Определение развития взрослых
В технологически развитых об-вах нет четких признаков вступления во взрослость, таких как
обряды посвящения в примитивных об-вах. Согласно Ф. Арьесу, на протяжении мн. веков считалось,
что младенцы, дети и взрослые различаются только в количественном или физ. отношении; в младенцах
видели всего лишь пропорционально уменьшенных взрослых, к-рым нужно было просто достичь своих
нормальных размеров. Лишь в XVII— XVIII вв., с возникновением совр. понятий детства, семейного
воспитания и школьного обучения, началось разграничение детства и взрослости.
Взрослость чаще всего делят на 3 части — раннюю, среднюю и зрелую (или позднюю)
взрослость, — причем растущее признание получает новая «подстадия», выделяемая на основе анализа
Уайта и Кенистона и характеризующая тех (обычно студентов колледжей), кто находится на пороге
полной взрослости. Критерии для определения возрастных границ каждой подстадии выбираются в
зависимости от того, что интересует исследователей: хронологический возраст или возраст, с к-рого
человек несет юридич. ответственность за преступления (определяемый количеством лет с момента
рождения), функциональный возраст (как объем и уровень знаний и навыков), экзистенциальный
возраст (на сколько лет чувствует себя человек) или др. меры, такие как скелетный возраст,
гормональный возраст, эмоциональный возраст, соц. возраст, моральный возраст и т. д.
Типичный возрастной диапазон, отводимый для юности, охватывает промежуток от 16 лет до 21
года, хотя его верхняя граница может составлять ок. 25-ти лет. Юношескую субкультуру характеризуют
Hosted by uCoz