Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1136 of 1766 
Next page End  

гарантией того, что ребенок родится здоровым и, возможно, останется таковым на протяжении всей
своей жизни. Более того, растет количество данных, подтверждающих следующий вывод: чем раньше
нарушается структура питания матери, тем сильнее результирующая задержка развития головного
мозга ребенка и выше вероятность сохранения сниженной интеллектуальной деятельности в течение
всей оставшейся жизни. Причину снижения умственных способностей проясняют данные, согласно
которым неправильное питание до родов приводит к 15—20% сокращению общего количества
мозговых клеток новорожденного, головной мозг к-рого на момент рождения обычно содержит 25% от
общего числа клеток взрослого мозга. А если неправильное питание имеет место не только в дородовый
период, но и в течение первых шести месяцев после родов, это приводит к 60% сокращению общего
числа клеток головного мозга. Поскольку продукция всех видов клеток головного мозга, фактически,
прекращается между 12 и 15 месяцами жизни, практически не остается времени, чтобы нормализовать
нарушенный процесс развития мозга.
Поиски оптимального развития в младенческий период упорно ведутся в биолог., соц. и психол.
областях. Оптимальное питание во время беременности и в период младенчества является
необходимым, но недостаточным условием для оптимального развития головного мозга (нужна еще
оптимальная средовая стимуляция), а оптимальное развитие мозга — необходимое, но недостаточное
условие для оптимального соц. и психол. развития (нужны еще оптимальные психосоциальные
интеракции).
Больше уже никто не сомневается в огромном значении опыта во всех областях развития. Без
стимуляции младенец слабеет и умирает; при наличии стимуляции младенец выживает и развивается;
при оптимальной же стимуляции (процессе, не имеющем пока еще адекватного определения) младенец
буквально расцветает. Психол. развитие младенца, — наиболее изученное во всех областях, —
предлагает богатый пласт начальных форм развития, ускоряющих процессы роста и, вероятно,
образующих необходимую основу развития на всем протяжении жизни. Одна из таких начальных форм
развития, заслуживающая внимания как долговременная, — развитие любви от симбиотической
(паразитической) начальной стадии к таким ее видам, как любовь к себе, любовь между родителями и
детьми и братская любовь.
Другая возможная форма развития, продолжающегося всю жизнь, — развитие интеллекта в том
виде, как его анализировал Пиаже на отрезке от младенчества до взрослости. Его работа о развитии
способностей чел. остается незавершенной, так как он считал, что существуют более высокие формы
челов. интеллекта, помимо тех, к-рые традиционно измеряют в наше время. В качестве третьей
долговременной линии развития можно было бы взять развитие перцепции, от готовности
новорожденного реагировать на грубые изменения вкуса, температуры, громкости, цветовых тонов,
давления, боли, запахов, ритмов, движений и местоположения в пространстве к развитию всех видов
чувствительности и, далее, к постепенному ее снижению, начинающемуся во время третьего
десятилетия жизни. Наконец, в качестве четвертой долговременной линии развития можно выделить
соц. развитие, от первой соц. реакции узнавания (новорожденный, когда его берут на руки и
разговаривают с ним, постепенно, затрачивая немалые усилия, налаживает челов. общение со взрослым)
к процессу социализации, к-рый дает младенцу возможность узнать, как становятся людьми.
См. также Генетика поведения, Развитие в раннем детстве
Дж. О. Лаго
Развитие на протяжении жизни (life-span development)
Точка жизненного цикла, в к-рой происходит изменение, является критической. В традиционных
подходах к развитию чел. подчеркивались изменения от рождения до отрочества юности, стабильность
во взрослости и упадок в старости. Сирс и Фельдман собрали данные о некоторых наиболее важных
изменениях у взрослых людей. Изменения, происходящие в течение этих более поздних десятилетий
жизни в организме, личности и способностях, могут быть весьма значительными. Трудные задачи
возрастного развития ставятся перед взрослыми людьми браком и родительством, подъемом и упадком
физ. сил и некоторых интеллектуальных способностей, уходом из родительской семьи повзрослевших
детей, достижением профессионального плато, удалением от дел (уходом на пенсию) и перспективой
смерти.
Для объяснения претерпеваемых взрослыми людьми изменений был создан ряд теорий стадий-
кризисов: наибольшую известность получила теория Эриксона, а самой популярной среди широкой
публики стала книга Гейл Шихи Passages («Переходы»). Однако многих теоретиков и исследователей
Hosted by uCoz