Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1142 of 1766 
Next page End  

Р. п. к. После того, как Э. Гинзберг с соавторами опубликовали книгу «Профессиональный выбор»
(Occupational choice), консультирующие психологи, профконсультанты и нек-рые др. специалисты
стали рассматривать профессиональную карьеру с позиций развития.
Супер концептуализировал карьеру в виде радуги, в к-рой каждая полоса цвета обозначает
отдельную жизненную роль, связанную с карьерой, от первой роли ребенка (обычно — единственной
ролью, начиная с рождения до поступления в школу), к ролям ученика, студента, неработающего,
работника, супруга, домохозяина (домохозяйки), родителя, гражданина и, наконец, пенсионера. Ширина
окрашенного пространства или количество цветовых оттенков в полосе представляет время, уделяемое
данной роли, тогда как интенсивность цвета или оттенков показывает степень личной вовлеченности в
каждую из этих ролей. Эти роли взаимодействуют между собой и м. б. экстенсивными или
поддерживающими, когда одна позволяет реализовать др. или получает помощь со стороны др. роли;
комплементарными, когда способности, не задействованные в одной роли, успешно реализуются в др.;
компенсирующими, когда некрая роль обеспечивает желаемые выходы, не реализуемые в обычной
роли. Кроме того, любая из перечисленных ролей м. б. конкурирующей по отношению к др. ролям,
создавая конфликт, если время или эмоциональное пристрастие, отдаваемое к.-л. роли, оказывает
негативное влияние на др. важную роль. Это представление получило назв. подхода к Р. п. к. в
перспективе времени жизни.
Рост — это стадия детства, в ходе к-рой формируются Я-концепции, однако в представлениях о
профессиях преобладают идентификации с ключевыми фигурами и фантазия.
Исслед. реализуется посредством прохождения через ориентировочную и пробную стадии,
приводящие, в свою очередь, к определению, начинающемуся с попытки, не связанной с принятием на
себя серьезных обязательств, и впоследствии сопровождающейся все большим их увеличением в
случае, если эта попытка получила желаемое вознаграждение.
После того как состоялось определение, может происходить закрепление, продвижение или даже
переход на др. работу, в случае чего процесс определения может начаться заново. Если все
складывается нормально, за этим, в свою очередь, следует стабилизация в середине карьеры, когда
мужчины и женщины достигают своего пика и переходят в стадию поддержания. Однако нек-рые из
них никогда не достигают своего пика; они продолжают движение вверх, потому что они — новаторы,
находящиеся в непрерывном творческом поиске. Одни люди, находясь на пике своей карьеры,
постоянно совершенствуются и в подлинном смысле удерживают свои позиции в мире работы, тогда
как др. начинают переживать застой, оставаясь на своей работе скорее в силу организационной и
личной инерции, или превращаются в «сухостой» и, в свою очередь, мучаются так до самого выхода на
пенсию. Такие мужчины и женщины преждевременно входят в стадию спада, к-рая в норме начинается
после 60 лет и состоит из подстадий снижения активности, отхода от дел и приспособления к
пенсионному образу жизни.
Эта Радуга трудовой жизни (Life Career Rainbow) тж пытается описать различные соц. и личные
детерминанты, влияющие на карьеру. Несмотря на то, что подобная модель может стать полезным
графическим способом представления всей сложности временных и пространственных измерений
карьеры, помимо нее были тж разраб. модели пути (Path Models) наряду с методами путевого анализа,
опирающимися на регрессионный анализ, к-рые обладают большей эвристической и научной
ценностью.
Подходы с позиций принятия решений
Эпоха 1970-х гг. ознаменовалась возникновением нового подхода к изучению Р. п. к. Джепсен
выделил неск. типов решений, однако Херрен и Арроба использовали методы, позволившие им
определить эти типы как стили решений, каждый из к-рых может использоваться в определенный
момент времени данным чел., даже если ему в большей степени присущи контекстно- или
содержательно-ориентированные стили. Так, чел., записавшийся на факультативный курс в колледже
под влиянием импульса, при выборе учеб. специализации или работы на время летних каникул может
следовать классической, рациональной стратегии решения проблем, тогда как др. чел. может
импульсивно принимать даже определяющие для карьеры решения. Не представляется неожиданным,
что наиболее подробно в этой области изучены рациональные процессы принятия решений о карьере,
однако в центре внимания большинства из них были скорее методы принятия решений, нежели их
последствия.
См. также Промышленная психология, Профессиональные интересы
Д. Супер
Hosted by uCoz