Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1143 of 1766 
Next page End  

Развитие социального поведения людей (development of human social behavior)
Соц. поведение занимает в жизни людей наиважнейшее место, и потому его развитие требует
внимания. Соц. поведение включает не только взаимодействие чел. с др. людьми, но и с миром вещей,
к-рые приобрели свое смысловое значение и статус благодаря обычаям и традиционным занятиям,
свойственным определенной культуре.
Р. с. п. л. зависит и не отстает от развития таких биолог. и психол. процессов, как созревание,
восприятие, внимание, память и научение, между тем как сами эти процессы видоизменяются под
воздействием опыта. Кроме того, его развитие зависит от тех же процессов научения (рассматриваемого
в самом широком смысле), как и развитие любого др. вида поведения, включая научение методом проб
и ошибок, обусловливание и закон эффекта, подражание и моделирование (важность к-рых особо
подчеркивает теория социального научения), а тж овладение языком. Т. о., ни один ребенок, не говоря
уже о взрослых, не может вести себя социально при отсутствии двигательных, когнитивных или лингв.
навыков.
Соц. поведение по определению яв-ся интерактивным процессом; поведение любого участника
этого взаимодействия видоизменяет поведение др. чел., равно как его собственное поведение меняется в
ответ на реакцию этого др. Взаимодействие начинается с рождения, а потому можно считать вполне
справедливыми заявления о том, что ребенок — с рождения соц. существо.
Младенцы, требующие регулярного кормления и ухода, не просто зависят в своем выживании от
помощи др., но с самого рождения с ними обращаются именно как с соц. существами. Матери и отцы,
напр., улыбаются и «разговаривают» с только что появившимися на свет детьми, а анализ речи
персонала родильных домов дает обильные доказательства того, что эти чужие люди обращаются с
новорожденными как с ближними.
Обнаруживаемое с рождения неравномерное развитие сенсорной и моторной систем младенца,
сравнительно с детенышами мн. др. млекопитающих, играет особую роль в развитии его соц.
поведения. По способности реагировать на зрительные, слуховые и тактильные раздражители младенцы
сходны со зрелорождающимися животными; однако по своей способности к локомоции и
самостоятельному кормлению или к групп. играм со сверстниками своего биолог. вида они больше
похожи на незрелорождающихся животных. В течение длительного периода, требующегося младенцам
для достижения свободной локомоции, все, что они видят и слышат, все предметы и люди, с к-рыми
они контактируют, — все это, так же как и повседневный уход, обеспечивают их родители. Взгляды,
улыбки, речь и др. действия ухаживающих за детьми лиц не только вызывают реакции младенцев, но
столь же часто следуют за адресованными им взглядами, улыбками, вокализациями, криками и др.
действиями младенцев.
Развитие в течение первых шести месяцев
Шкалы младенческого развития документируют множество ранних образцов соц. поведения.
Младенцы обращают внимание на приближающихся к ним людей, мимикой демонстрируют радость и
улыбаются чел., к-рый улыбается и говорит с ними, успокаиваются, когда их берут на руки. Даже на
первом месяце жизни они отвечают вокализациями на вокализации др. В возрасте 16 недель младенцы
уже инициируют соц. игру. Они тж усвоили, что их крик заставляет людей быстро подходить к ним,
равно как и взрослые научаются тому, что им следует делать, чтобы устранить его причину.
В течение этого раннего периода младенцы научаются различать одушевленные и
неодушевленные объекты, людей и вещи (это важное достижение). Хотя мн. предметы в окружении
младенца обеспечивают столь же разнообразную зрительную и слуховую стимуляцию, как и люди, все
же люди чаще реагируют на поведение малыша, а их реакции (поскольку это челов. реакции)
отличаются большей изменчивостью и меньшей предсказуемостью. Лица людей, на к-рые младенцы
очень рано устремляют свой взгляд, представляют собой непрерывно изменяющуюся конфигурацию
стимулов, сопровождаемую к тому же речью, соотв. как их собственным чувствам и действиям, так и
реакциям малышей. Наконец, только люди удовлетворяют осн. биолог, потребности младенцев.
Способность младенца различать знакомых и незнакомых людей — др. важное достижение этих
ранних месяцев. Хотя дети в это время реагируют положительно на всех людей, соц. реакции на
знакомых носят более бурный, развернутый характер и отличаются легкостью возникновения.
Эти соц. достижения указывают на возросшие перцептивные способности младенца и наличие у
него довольно развитой памяти.
Вторые шесть месяцев
Соц. достижения самого раннего этапа жизни становятся богаче и разнообразнее по мере
Hosted by uCoz