Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1145 of 1766 
Next page End  

делиться опытом.
Расширение социального окружения ребенка
Даже если отцы действительно уделяют меньше времени маленьким детям и меньше отвечают за
удовлетворение их сиюминутных потребностей, чем матери, содержание этих эпизодических
взаимодействий тем более интересно. Как показывают совр. исслед. взаимодействия между отцами и
детьми младенческого возраста, отцы столь же чутки к потребностям новорожденных, как и матери. И
хотя отцы не хуже матерей могут ухаживать за младенцами и удовлетворять их физ. нужды, что
нередко и происходит, отцовский стиль обращения с ребенком бесспорно отличается от материнского.
Естественно, были обнаружены различия в том, как матери и отцы играют со своими маленькими
детьми: игра отцов в значительной степени «физ.», включая возню, тогда как игра матерей —
голосовая, хотя в этом случае, как, впрочем, и в любом др., при проведении сравнений
сосредоточиваются на различиях и забывают о сходствах, к-рые по числу намного превосходят
установленные различия. Так, реакции детей на играющих с ними отцов практически не отличаются от
их реакций на матерей.
Как только исследователи обратили внимание на отцов, их взорам открылась более панорамная
картина. Члены семьи — мать, отец и старшие дети (если они есть) — не просто взаимодействуют с
самым младшим членом семьи (каждый — в своем индивидуальном стиле), но каждая отдельная
интеракция оказывается опосредованной влиянием всех остальных. Соц. поведение младенца и ребенка
раннего возраста развивается и совершенствуется в сложной и многогранной сети соц. отношений.
Интересно, что посещение детьми дневных детских центров или яслей, по всей видимости, не
ведет к разрушению эмоциональных связей между детьми и родителями, — факт, поддерживающий
отстаиваемую в давнем споре т. зр., согласно к-рой значение имеет не количество времени,
затраченного на общение с детьми, а характер интеракций.
Взаимодействие с другими детьми. Даже самые маленькие дети реагируют на др. детей столь
же социально, как и на ухаживающих за ними взрослых. Невозможно предположить, однако, что они
сознают др. детей как своих «ближних», таких же маленьких и с тем же статусом. Скорее, дети
представляют собой более интересные стимулы, поскольку они подвижнее взрослых, — дети чаще
шалят и им легче подражать.
Сиблинги — как старшие, так и младшие, — составляют особый класс детей, отличающихся
близкими отношениями и, что еще важнее, своим вкладом в социальную сеть семьи. Хотя
соперничество между сиблингами было ярко описано Д. Леви еще в 1937 г., он поведал нам далеко не
все. Натуралистические и лабораторные исслед., построенные на изучении коротких эпизодов
взаимодействия сиблингов, обнаруживают множество положительных интеракций. Старшие братья и
сестры развлекают малышей, разговаривают и играют с ними. Когда младенцы начинают ходить, их
братья и сестры помогают им освоить это нелегкое дело, ободряют и утешают при неудачных попытках,
а малыши, в свою очередь, считают своих старших братьев и сестер привлекательными моделями,
увязываются за ними и подражают всему, что они делают.
Чужие дети тж вступают в конгениальные соц. взаимодействия. Даже младенцы улыбаются и
тянутся к др. младенцам, а дети чуть постарше играют вместе, с игрушками и без них, и вступают друг с
другом в настоящий диалог. Ранний опыт взаимодействия с ровесниками, а тж со старшими и
младшими детьми, часто считают важным для соц. развития маленьких детей, растущих в об-ве
взрослых. Они усваивают правила более равноправного общения и, сравнивая себя с др. детьми своего
возраста, приобретают знания о собственных возможностях — знания, к-рые вносят вклад в развитие их
Я-концепции.
Агрессивное поведение. Хотя групп. игры маленьких детей вызывают в воображении картину
сцепившихся друг с другом и визжащих «бойцов», на самом деле все обстоит иначе. Конфликты
действительно случаются, обычно по поводу игрушек, но их значительно меньше по сравнению с
положительными интеракциями, и к тому же они чаще разрешаются с помощью дружелюбных
действий, чем силой.
Развитие речи
Среди мн. форм активности, охватываемых категорией соц. поведения, речь занимает ведущее
положение. И не только потому, что мы пытаемся говорить уже с новорожденными, но и потому, что на
протяжении всей жизни ребенка почти каждый последующий контакт с родителями, да и с др. людьми,
сопровождается речью. Даже в первые месяцы жизни дети отвечают на обращенную к ним речь
вокализациями, «сооружая сцену для диалога», — термин, к-рый может служить прекрасной метафорой
для всех соц. взаимодействий. Пока дети еще малы, взрослые несут на себе осн. груз орг-ции речевого
Hosted by uCoz