Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1149 of 1766 
Next page End  

теорию научения с когнитивным подходом.
В области методологии исслед. в перспективе времени жизни непрерывно ведется поиск
способов расширить временные границы. При использовании стандартного метода поперечных срезов
все измерения в разных возрастных группах (представляющих определенный отрезок времени жизни)
проводятся только один раз и примерно в одно время. Существенная проблема заключается в том, что
развитие меняется в зависимости от возраста и ист. жизненного опыта. Стандартный лонгитюдный
метод предполагает повторение измерений в одной и той же возрастной группе на разных этапах ее
жизненного цикла. Главная проблема здесь в том, чтобы определить, связаны ли наблюдаемые
изменения с возрастным развитием или же обусловлены совершенствованием умений в процессе
многократного прохождения одних и тех же тестов. Эти источники ошибок можно существенно
уменьшить путем сочетания обоих методов в комплексном — поперечно-продольном (когортно-
последовательном) — анализе. Сущность этого комбинированного плана состоит в регулярном (через
заданный интервал времени) присоединении к изначально изучаемой группе новых участников исслед.,
представляющих разные возрастные группы.
См. также Развитие в подростковом и юношеском возрасте, Развитие взрослых, Развитие
младенца, Развитие на протяжении жизни, Средний возраст, Неонатальное развитие, Танатология
Дж. О. Лаго
Развитие эго (ego development)
Разные авторы употребляют термин «Р. э.» по-разному. Большинство психоаналитиков
используют его в одной из трех областей: а) при описании периода формирования чувства собственного
Я, или эго, в первые 2—3 года жизни; б) при описании развития всех функций эго, включая то, что X.
Гартманн наз. «бесконфликтной сферой эго», т. е. локомоцию, речь и т. п.; в) при описании таких
аспектов Р. э., к-рые Э. Эриксон охарактеризовал как психосоциальные задачи, вплетенные в
психосексуальное развитие (напр., развитие влечений и их производных структур) и связанные с
возрастными задачами жизни. В клинической психоаналитической практике нарушения Р. э. соотносят
с проблемами, возникающими в период формирования эго; по-видимому, они приводят к серьезным
нарушениям способности адаптироваться к окружающей обстановке или к формированию
«пограничных» типов личности.
Среди психологов сложилось иное понимание Р. э., истоки к-рого можно обнаружить в
«Интерперсональной теории психиатрии» (Interpersonal theory of psychiatry)
Г. С. Салливана. Психол.
концепция Р. э., кроме описания последовательности возрастных стадий, учитывает аспект
индивидуальных различий, к-рые сказываются на развитии в любом возрасте, хотя и не в такой степени,
чтобы высшие его стадии обнаруживались в раннем детстве, а низшие — в зрелости (последнее, если и
встречается, то редко). Для характеристики различных аспектов стадиального Р. э. понадобились такие
термины, как моральное развитие, интерперсональная надежность и когнитивная сложность.
Стадии развития эго
Самая ранняя стадия (или стадии) — период формирования эго — приходится на младенчество.
Это досоциальная, сначала аутистическая, а позднее — симбиотическая (в отношениях с матерью или
материнской фигурой) стадия. Считается, что овладение языком — важный фактор, приводящий к
окончанию этого периода.
Вслед за ним наступает импульсивная стадия. Ребенок, проявляя упрямство, утверждает
отдельное от матери существование, но остается зависимым от нее и др. в том, что касается контроля
импульсов. Люди на этой стадии развития поглощены собственными потребностями, часто физ., и
смотрят на др. как на источник снабжения. Они живут в концептуально упрощенном, — по крайней
мере, в части челов. отношений, — мире. Нормы и правила поведения воспринимаются ими как
индивидуальные запреты или отдельные препятствия на пути желаний, а не как система соц.
регулирования.
Дальнейшее развитие происходит сначала в виде обеспечения более гарантированного
удовлетворения потребностей и желаний за счет способности допускать задержки и обходные пути, что
приводит к переходу на стадию защиты собственных интересов. На этой стадии дети часто пытаются
отстаивать определенный уровень автономии, чтобы освободиться от чрезмерной зависимости; однако
их отношения с др. остаются эксплуататорскими. Их интересуют вопросы власти и контроля,
господства и подчинения. В раннем детстве этот период обычно успешно преодолевается с помощью
ритуалов; в тех случаях, когда чел. остается на этой стадии и дальше — в отрочестве, юности и даже
Hosted by uCoz