Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1151 of 1766 
Next page End  

Селман использует в качестве маркировочного знака для своей сх. стадий выражение «принятие
интерперсональной перспективы». Он изучал детей школьного возраста, и потому его работа касается,
гл. обр., ранних стадий. Кроме того, Селман исследовал небольшую клиническую выборку.
Последовательность стадий, предложенная Перри, согласуется с нек-рыми из описанных здесь
высших стадий Р. э. Сх. Дж. М. Броутона охватывает широкий возрастной диапазон. Броутон изучал
развитие «естественных эпистемологий» — стихийное формирование концепций души, Я,
действительности и познания.
Методы изучения
Хотя идея развития характера восходит, по меньшей мере, к Сократу, совр. изучение этой темы
начинается с работ Ж. Пиаже. Колберг, Селман и др. позаимствовали разраб. им метод клинической
беседы. Колберг предъявлял своим испытуемым незаконченные истории с развязкой в форме
моральной дилеммы. После того, как испытуемый выбирает один из вариантов развязки, с ним
проводится зондирующая беседа, в ходе к-рой выясняются мотивы его выбора; приписываемая ему
стадия морального развития как раз и будет зависеть от характера используемых им аргументов. Рест
развил методику Колберга до уровня объективного теста. Броутон и Перри разраб. методики интервью,
начинающихся с широких, расплывчатых вопросов.
Ловингер, Весслер и Редмор разраб. руководство к тесту незаконченных предложений,
достаточно подробное для того, чтобы придать этому тесту хотя бы частичную объективность, и
включающее упражнения для самообучения. Маргарита Уоррен (бывшая Грант) и др., работающие с
системой интерперсональной интеграции К. Салливана и его коллег, использовали разнообразный
инструментарий, включая методики интервью, тесты незаконченных предложений и объективные
тесты.
Теории
Можно сформулировать 2 главных теорет. вопроса: 1) почему эго (или Я) так устойчиво; 2) если
оно все же изменяется, то как и почему это происходит?
Все теории устойчивости эго яв-ся вариантами теории «селекции тревоги», предложенной Г. С.
Салливаном. То, что Салливан наз. «Я-системой», действует как своего рода фильтр, шаблон или
критерий для нашего восприятия и понимания мира челов. отношений. Любые наблюдения, не
совместимые с текущим значением такого критерия, вызывают тревогу. Однако осн. назначение Я-
системы — избежание или ослабление тревоги. Поэтому способные вызвать тревогу восприятия либо
искажаются т. о., чтобы вписаться в уже сложившуюся систему, либо — по выражению Салливана —
«избирательно пропускаются мимо ушей». Т. о., эта теория утверждает, что поскольку Я-система (или
эго) представляет собой структуру, она обладает тенденцией к самосохранению.
У Колберга есть структурная теория изменения. Когда чел., находящийся на определенной
стадии (развития моральных суждений), неоднократно сталкивается с рассуждениями и аргументами
ровно на одну стадию выше его собственной и при этом пытается ухватить их ход и смысл, создаются
оптимальные условия для их ассимилирования и, следовательно, для продвижения к следующей стадии.
Идентификация — ключевое понятие для совр. психоаналитической теории Р. э. Чел.
продвигается вперед отчасти потому, что идентифицируется с некой моделью, к-рая вызывает у него
восхищение и находится (или воспринимается как находящаяся) на неск. более высоком уровне, чем он
сам. Несмотря на то, что теория Колберга, по существу, яв-ся когнитивной, а психоаналитическая
теория — аффективной, обе заключают в себе модель уравновешивания Пиаже, потери равновесия и
его восстановления на новом уровне. В действительности обе они яв-ся теориями «соц. научения», хотя
радикально отличаются от того, что обычно наз. теорией соц. научения.
В психоаналитической теории есть и др. элемент, происхождение к-рого можно отнести на счет
соц. научения, но к-рый затем становится для индивидуума сугубо интернальным. Идеал, к к-рому чел.
стремится, или образец, на к-рый он хочет походить, вовсе не должен находиться во внешнем
окружении. Способность создавать свою собственную модель составляет сущность того, что наз.
«идеалом-Я».
Осубель предлагает еще одну теорию для объяснения ряда аспектов Р. э. Младенцы кажутся себе
всемогущими, потому что их желания выполняются как по волшебству. (В этом он разделяет взгляды
Ференци.) Когда же дети узнают о своей полной зависимости от родителей, они сталкиваются с
катастрофическим падением самоуважения. Чтобы избежать этой катастрофы, они приписывают свое
прежнее всемогущество своим родителям и т. о. превращаются в их сателлитов, сияющих отраженным
светом родительского величия. В позднем детстве и отрочестве они должны будут «сойти со
спутниковой орбиты», научиться выводить самооценку из своих собственных достижений. «Выход на
Hosted by uCoz