Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1167 of 1766 
Next page End  

социально разрушительных паттернов поведения, наблюдаемого у детей или подростков. Это
поведение, рассматриваемое как неприемлемое в большинстве соц. контекстов, включает
непослушание, открытое неповиновение, вербальную и физ. агрессию, гиперактивность,
импульсивность, лживость, воровство, манкирование занятиями, вандализм и злоупотребление
психоактивными веществами. На диагностическом уровне термин Р. п. используется для обозначения
специфического психиатрического расстройства, предполагающего наличие комплекса четко
определенных поведенческих симптомов, диагностика к-рого возможна лишь при соответствии
определенным критериям (напр., возраст и длительность проявления симптомов). В DSM-IV Р. п.
определяется как «стойкий рисунок поведения, при котором нарушаются основные права других людей
и главные, соответствующие возрасту, нормы и правила» и указывается на то, что этот рисунок
поведения обычно наблюдается в разнообразных соц. ситуациях.
Имеются убедительные эмпирические подтверждения валидности Р. п. как по клиническому
описанию, так и в качестве диагностической единицы. Таксономическое изучение психопатологии
детского и подросткового возраста позволяет выделить два устойчивых центральных синдрома, к-рые
обычно называют агрессивностью и делинквентностью. Описанные вообще у детей в возрасте от 6 до
16 лет, эти синдромы в особенности надежно выявляются у мальчиков. Таксономические находки
имеют свои параллели в системах классиф. расстройств детского возраста. DSM-III-R описывает
агрессивное антисоциальное поведение у детей и подростков в широком диагностическом классе
разрушительных расстройств поведения, куда входят гиперактивное расстройство с дефицитом
внимания (ГРДВ), оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР) и Р. п. Оппозиционно-вызывающее
расстройство характеризуется устойчивым непослушанием, негативизмом, провоцированием и
неприятием авторитетов. Р. п. характеризуется повторяющимися нарушениями осн. прав др. людей и
главных правил соц. поведения. Р. п. часто включает важные признаки ОВР и ГРДВ, но представляет
собой более тяжелое нарушение, чем ОВР, поскольку многие симптомы могут иметь серьезные
юридические последствия. Получено также эмпирическое подтверждение различий между ОВР и Р. п.
при их диагностике в соответствии с DSM-IV.
Несмотря на наличие эмпирического подтверждения своей валидности, все еще неясно,
представляет ли собой Р. п. единое многогранное расстройство, проявления к-рого варьируют в
зависимости от процесса развития личности, или это два и более различных расстройств,
предположительно с разной этиологией и разным течением. Хотя таксономические и диагностические
исслед. давно пытаются выделить специфические синдромы в рамках Р. п. (так, напр., DSM-IV делает
различия между индивидуальной, групповой агрессивностью и недифференцированным Р. п.),
эмпирические подтверждения такой дифференциации пока недостаточно убедительны. Результаты
последних исслед. показывают, что у большинства агрессивных, антисоциальных детей поведенческие
проблемы начинаются в относительно раннем возрасте, проявляются по-разному в детском и
подростковом возрасте и часто сохраняются и во взрослом возрасте, хотя ослабление симптоматики
возможно на любом этапе индивидуального развития. В пользу этой унитарной т. зр. свидетельствует
то, что ОВР начинается раньше, чем Р. п. и что почти все молодые люди с Р. п. имеют в анамнезе ОВР,
в то время как лишь у половины всех детей с ОВР позднее проявляется Р. п. В пользу этого говорит
также тот факт, что очень трудно найти надежные предикторы подросткового и взрослого
антисоциального поведения в детстве. Специфические образцы детского поведения яв-ся плохими
предикторами наступающей позднее дисфункции. Антисоциальные проблемы позднего подросткового
и раннего взрослого периода гораздо лучше могут быть предсказаны по проблемам поведения,
возникавшим в детстве.
Измерения расстройства поведения
Распространенность. Широкомасштабные эпидемиологические исслед., проведенные в
нескольких западных странах, показывают, что уровень распространенности проблем поведения у
населения в целом достигает 8-12%. В 50% это связано с наличием Р. п., собственная
распространенность к-рого составляет примерно 5%. Хотя эти цифры весьма высоки, они основаны на
исслед., в к-рых информ., необходимая для установления наличия расстройства, была получена из
одного источника. Эти цифры не говорят о том, что все дети, соответствующие диагностическим
критериям Р. п. по данным одного источника, демонстрируют выраженные нарушения в различных соц.
ситуациях, поскольку установлено, что согласованность между информантами обычно низка.
Гендерные различия. Р. п. более выражено у мальчиков, соотношение равно 34:1 для
детского и 2,5:1 для подросткового возраста. Снижение различий к подростковому периоду объясняется
более поздним возрастом начала расстройства у девочек. Расстройство обнаруживается у девочек в
Hosted by uCoz