Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1174 of 1766 
Next page End  

это предрасположенность к научению и формированию привычных форм поведения. Т. о., что именно
человек выучивается говорить, зависит от культурной среды, но то, что человек вообще научается
говорить, отражает сильную предрасположенность к усвоению языка. С т. зр. рационально-эмотивной
теории поведения, в рамках такой предрасположенности нек-рые вещи могут усваиваться легче других.
Дети легче усваивают желание быть любимыми, чем ненавидимыми, они охотно предпочитают
удовлетворение желания его фрустрации. Теория подчеркивает, что способность к научению включает
способность учиться вещам, в к-рых нет смысла, и что предрасположенность к мышлению часто
является предрасположенностью к искаженному мышлению.
В числе челов. диспозиций с неблагоприятными последствиями можно назвать такие как: быть
подавленным к.-л. событиями, желать вещей, к-рые принесут очевидный вред, с большим трудом
освобождаться от своих привычек, даже причудливых, и стремиться к абсолютизации, что искажает
даже относительно точные убеждения, делая их неадекватными и патогенными.
Социальные основы личности
Эллис выявил множество ошибочных когниций, характерных для зап. культуры. Среди них —
убеждение, что для того, чтобы иметь ценность, человеку надо быть любимым или одобряемым
практически всеми, быть абсолютно компетентным и продуктивным и что это — катастрофа, если дела
идут не так, как хотелось бы. В каждом случае иррациональное убеждение носит абсолютистский
характер и порождает нереальные ожидания. Т. о., поскольку люди по природе своей более всего
счастливы, когда их межличностные отношения выглядят наилучшим образом, большинство
эмоциональных нарушений является результатом чрезмерной озабоченности мнением других о таких
отношениях и ожиданием катастрофических последствий их разрыва.
Личность и расстройство
Исходя из биосоциальных основ предрасположенности к иррациональному мышлению и
эмоциональным расстройствам, Р-э. п. т. постулирует, что в силу челов. природы нам легко научиться
расстраиваться и очень трудно перестать это делать. Соответственно, Р-э. п. т. уделяет большое
внимание механизмам, поддерживающим расстройство, поскольку положительные изменения могут
произойти в результате разрушения этих механизмов. Если мысли являются причиной эмоционального
расстройства, то мышление становится средством поддержания расстройства. Согласно теории,
неважно, откуда взялось иррациональное убеждение и как оно было усвоено, оно поддерживается
только при его использовании. Люди вызывают у себя эмоциональные нарушения и поддерживают их
за счет привычной внутренней вербализации своих иррациональных убеждений. При столкновении с
действием или событием, к-рые можно назвать злоключением, человек прибегает не к точной,
рациональной когнитивной реакции, а к преувеличенной, абсолютизирующей, к-рая становится
причиной эмоционального нарушения и саморазрушительного поведения. Теория предполагает, что
тенденции человека к внушению себе новых идей (self-reindoctrination)
представляют собой точку
доступа к обреченным на провал паттернам мышления и поведения у клиентов: устраните
иррациональную мысль и нарушение исчезнет. Устраните иррациональный стиль мышления и
проблема не возвратится. Люди становятся счастливее и действуют более эффективно, когда думают и
ведут себя рационально.
Подходы Р-э. п. т. к лечению
Хотя терапевты в рамках Р-э. п. т. используют весьма разнообразные специфические техники,
осн. целью остается минимизация или полное устранение иррациональных убеждений и содействие
формированию более рационального стиля жизни. Терапевт стремится переобучить клиента, сломать
старые паттерны мышления и установить новые с использованием логики, здравого смысла,
конфронтации, уговоров, обучения, предписаний, приведения примеров, ролевых игр, поведенческих
заданий и др. Главной техникой служит дискуссия — логико-эмпирический анализ, посредством к-рого
выявляются и оспариваются иррациональные убеждения клиента.
Исходная цель — помочь клиенту в ходе терапии достичь трех инсайтов. Первый инсайт: хотя
обреченное на провал поведение и эмоциональные дисфункции имеют понятное происхождение в
прошлом и провоцирующие их факторы в настоящем, их актуальной и проксимальной причиной
являются иррациональные убеждения человека, а не его родители, биография или обстоятельства.
Второй инсайт: эти иррациональные, магические убеждения сохраняют силу лишь вследствие
сочетания дезадаптивного мышления с дезадаптивным поведением, к-рое активно подкрепляет его.
Люди сохраняют эмоциональные нарушения, потому что продолжают внушать себе неразумную идею,
и так долго, пока продолжают это делать. Третий инсайт: инсайты сами по себе не корректируют
искаженное мышление. Это могут сделать лишь упорная работа и практикование. О процессе
Hosted by uCoz