Navigation bar
  Print document Start Previous page
 118 of 1766 
Next page End  

намерениями или употребляться для достижения корыстных целей. В., в особенности стратегии и
тактики ее реализации, можно рассматривать как инструмент, используемый людьми для достижения
поставленных перед собой целей. Нек-рые люди стремятся к поддержке влиятельных людей.
Предположим, что некий чел. является одним из четырех претендентов на более высокую руководящую
должность в крупной орг-ции. Каждый из трех остальных претендентов имеет поручителя на вице-
президентском уровне этой орг-ции. И этому чел. также необходим свой поручитель на вице-
президентском уровне, обладающий В. для реализации такого решения: продвижении кандидата на
более высокий уровень в данной орг-ции.
Власть и личность
Нек-рые люди в большей степени заинтересованы в приобретении В. но сравнению с др., и
наиболее эффективные носители В. характеризуются определенным сочетанием мотивов. В связи с
этим необходимо проанализировать 4 мотива, или аспекта личности. Потребность во В. связана со
стремлением оказывать влияние на жизни др. людей. Потребность в достижении связана со
стремлением ставить и упорно прилагать усилия для реализации поставленных целей, таких как начало
нового бизнеса или внедрение новой технологии для персональных компьютеров. Потребность в
аффилиации связана с желанием ладить и поддерживать дружеские отношения с др. Четвертый аспект
личности — контроль над импульсами — связан со способностью оставаться в стороне от влияния
любого из этих мотивов, независимо от актуализирующих их соц. ситуаций, в к-рых оказываются люди.
Лидерам обычно свойственно иметь мотив В. в диапазоне от среднего до сильного, но всегда
превышающий по силе мотив аффилиации. Потребность в аффилиации у носителей В. должна
ограничиваться вследствие неизбежности принятия решений, вызывающих неудовольствие у части
людей. С др. стороны, мотив аффилиации не должен быть очень слабым, в противном случае носители
В. рискуют превратиться в тиранов, не заботящихся о воздействии принимаемых ими решений на
остальных людей. Мотив достижения у носителей В. должен быть достаточно сильным, чтобы
позволять им ставить реалистичные цели, но в то же время не настолько высоким, чтобы личные усилия
по их достижению приобрели первостепенное значение в их жизни. Носителям В. нет нужды самим
проделывать всю работу по реализации своих целей: они предпринимают шаги по убеждению др. в
выполнении работы, необходимой для достижения этих целей. Одна из причин, по к-рой прекрасные
изобретатели или предприниматели порой оказываются плохими президентами компании, заключается
в том что на различных стадиях развития орг-ции требуются различные мотивы. Для внедрения новой
технологии или начала нового бизнеса необходим высокий мотив достижения. Если эта технология или
бизнес оказались успешными, возникает необходимость в мотиве В., позволяющем управлять усилиями
др. работников, привлекаемых для выполнения таких необходимых для нормального
функционирования орг-ции видов деятельности, как бухгалтерия, финансы, исслед. и развитие, юридич.
вопросы, пр-во, маркетинг и т. д.
Пользование властью
Один лишь мотив В. не является гарантией успеха. Люди должны сочетать этот мотив с др. т. о.,
чтобы соблюсти надлежащий баланс между В., достижением, аффилиацией и контролем над
импульсами. Они тж должны научиться стратегиям успешного использования В. Несмотря на то что
нек-рые из этих стратегий и тактик имеют свою негативную или манипулятивную сторону, мн. из них
требуют чувствительности к нуждам др., умения сотрудничать и формулировать цели демократическим
способом. Применяемая демократическим способом, разумная и чуткая к нуждам др. людей В. может
стать частью эффективного лидерства. Иногда люди, лишенные мотива В., могут приобретать
сравнительную искушенность в ее вопросах. Нередко эти люди обнаруживают, что им необходимы нек-
рые знания о В. для того, чтобы реализовывать свои цели, и что они могут оказаться в невыгодном
положении, если будут избегать В. и ее носителей. Напр., университетские профессора, желающие
ввести новый учеб. курс на своем факультете, могут обнаружить, что им требуются знания о В., даже
несмотря на свою незаинтересованность в ней. Эти профессора сталкиваются с необходимостью
понимать действия В., с тем чтобы провести свое предложение о новом курсе через комиссии,
занимающиеся разраб. и утверждением учеб, планов.
Стратегии отражают тщательное планирование людьми своего будущего, поскольку они связаны
со сложными последовательностями действий (напр., приобретение деловых связей и развитие ресурса,
формирование образа победителя), реализация к-рых влечет за собой множество последствий. В свою
очередь, тактики связаны с более конкретными действиями, оказывающимися полезными в
определенном времени и месте в процессе реализации специфических целей. Брислин разраб.
обширный перечень стратегий и тактик, полезных в приобретении и использовании В.,
Hosted by uCoz