Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1185 of 1766 
Next page End  

различных трактовках. Мы полагаем, что читатель, познакомившись с ними и сравнив их между собой,
сможет составить себе более полное и точное представление по данному вопросу.
Р. Корсини, А. Ауэрбах
Одним из осн. способов доказательства произошедшего научения яв-ся демонстрация чел.
возможности выполнить нек-рые вновь приобретенные действия, когда они оказываются
востребованными в определенной ситуации. Выводы, к-рые можно сделать из этих изменений в
выполнении, сводятся к тому, что индивидуумы приобрели нек-рые новые единицы хранения в своей
долговременной памяти — единицы, не представленные в ней до того, как произошло научение.
Следовательно, Р. о. — это состояния НС, к-рые, как показывает проверка, сохраняются в течение
длительных периодов времени. Поскольку такого рода состояния приводят к формированию у
индивидуумов устойчивой способности к выполнению специфических видов действий, их логично
было бы рассматривать как приобретенные способности.
Различия в приобретенных способностях
С практ. т. зр., существенную помощь в определении границ знаний в области научения людей
оказывает выделение осн. разновидностей рез-тов обучения. Между последними можно провести
четкое различие по характеру самих действий, оказывающихся доступными в рез-те научения. Они
различаются тж в отношении тех специфических условий, к-рые необходимы для усвоения этих
действий. Они, по-видимому, тж различаются по характеру когнитивных структур, репрезентирующих
эти действия в долговременной памяти.
Разновидности результатов обучения
На основе описанных выше критериев можно выделить 5 видов приобретенных способностей.
1. Вербальные знания (декларативные знания). Этот вид знаний варьирует от отдельных назв.,
обозначений и изолированных «фактов» до огромных массивов организованной информ. Вид действий,
оказывающийся доступным в рез-те таких знаний, наз. формулированием (декларированием) в устной,
письменной или к.-л. др. форме.
2. Интеллектуальные умения (процедурные знания). Эти способности позволяют индивидууму
посредством манипуляций символами демонстрировать применение понятий и правил к специфическим
ситуациям. Различение между «знаю что» (декларативными знаниями) и «знаю как» (процедурными
знаниями) было предложено философом Г. Райлом.
3. Когнитивные стратегии. Эти умения используются для управления и регулирования
когнитивными процессами, такими как внимание, восприятие, кодирование, поиск и извлечение
информ. из памяти и мышление. Когнитивные стратегии решения задач изучались в заданиях на
формирование понятий Брунером, Гуднау и Остином. В последнее время стала широко исследоваться
роль когнитивных стратегий в регулировании или модификации др. когнитивных процессов научения и
памяти, таких как внимание, кодирование и извлечение информ. из памяти. При целенаправленном
обучении и сознательном использовании уч-ся такие стратегии составляют важнейшую сторону того,
что наз. метапознанием.
4. Аттитюды. Обычно считается, что этот четвертый вид рез-тов научения включает как
аффективные, так и когнитивные компоненты памяти. Аттитюды — приобретенные состояния,
оказывающие влияние на процесс выбора действий, к-рые индивидуум предпринимает в отношении
людей, объектов или событий.
5. Двигательные навыки. Рез-ты научения могут представлять собой действия, реализация к-рых
достигается слаженной координацией мышечных движений, — в этом случае их называют
двигательными навыками. Большинство двигательных навыков связано с исполнительными
процедурами, иногда довольно длительными. Сама процедура м. б. простой или сложной и наз.
исполнительной подпрограммой. Такая процедура может приобретаться отдельно или в качестве
начальной стадии приобретения двигательного навыка. Формирование собственно двигательного
навыка состоит в приобретении увеличивающейся слаженности и точности координации мышечных
движений. Зачастую исполнительная подпрограмма выполняет функцию объединения частных
(составляющих) навыков в итоговый сложный навык.
Соотношение результатов обучения с образовательной программой школы
Рез-ты школьного обучения обычно формулируются в программах, охватывающих содержание
таких учеб. предметов, как чтение, письмо, математика, естественные науки, история и т. д. Каждый из
таких предметов обычно включает не одну разновидность Р. о. Напр., арифметика включает
преимущественно интеллектуальные умения, но наряду с ними — и нек-рые необходимые вербальные
знания о ситуациях, в к-рых используются количественные понятия.
Hosted by uCoz