Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1192 of 1766 
Next page End  

или произведение иск-ва.
Места и объекты играют центральную роль в Р. п. Они вызывают поведение, к-рое в условиях
данной культуры характеризовалось бы как «религиозное» или «благочестивое». Последнее меняется от
культуры к культуре — варьируя от исступленного экстаза до крайней смиренности, от бурной радости
до глубокой серьезности. При этом могут существовать различия даже в пределах осн. культуры, как,
напр., между пятидесятниками, к-рые могут кричать и танцевать во время богослужения, и членами
епископальной церкви, к-рым бы никогда не пришла в голову даже мысль о том, чтобы кричать в
церкви. Церковь является местом для благоговения, однако одни рассматривают его как указание на
проявление дикого исступления, в то время как другие считают, что в церкви уместна только
глубочайшая серьезность. Тем не менее, человек способен идентифицировать такие места как
священные и ведет себя в них так, как если бы он был уверен, что в них присутствуют особые силы.
Однако, в таком поведении, по-видимому, содержится мало того, что не определялось бы культурой.
Одна из трудностей объективного изучения Р. п. связана с необходимостью проведения различий
между магией и религией. Объективно они могут практически не отличаться, однако маг рассматривает
свои действия как инструмент для достижения результатов, тогда как верующие считают, что влияют на
высшую силу (божество). Опять-таки, намерение становится основным фактором при определении
того, чем является Р. п.
Однако не все действия, относящиеся к Р. п., имеют своей целью оказание влияния на высшую
силу. Нек-рые из них представляют собой просто благоговение в присутствии «mysterium tremendum».
Др. их часть является выражением благодарности и признания за само наше существование и чудеса
этого мира. В своем наиболее мистическом проявлении, Р. п. является попыткой усиления
идентификации с «первопричиной» или, как сказали бы некоторые, «душой мира». Проблема для
объективного ученого состоит в том, что все это является чрезвычайно субъективным. Наблюдаемое
поведение может поэтому оказываться магическим, формальным или религиозным, в зависимости от
придаваемого ему значения.
Нек-рые формы поведения, однако, могут не иметь смысла, а быть просто условными реакциями
на специфические стимулы. Едва ли можно охарактеризовать суеверное поведение голубей Скиннера
как религию! Иногда поведение людей, к-рое можно было бы назвать «религиозным», является
аналогичным — напр. стучание по дереву в знак предосторожности.
Т. о., Р. п. отличается от др. действий (магии, условных реакций и т. д.) лишь тем намерением, с
к-рым оно совершается; хотя некоторые утверждают, что даже поведение, первонач. являвшееся чисто
«условным», после достаточного периода времени выполнения может стать религиозным.
Др. трудность возникает при сравнении «личного» опыта с «общим» опытом. Часто
наблюдаемое поведение имеет мало отношения к личному опыту. Хорошей иллюстрацией этому могут
служить видения Христа у Папы Пия XII. Присутствовавшие при последних минутах жизни Папы
слышали, что он с кем-то беседует, но никто из них не видел этого человека и не слышал его ответов.
Папа сообщил, что этот др. человек был Христос.
Мы остаемся с данными наблюдения за поведением Папы и с нерешенным вопросом о том,
являлось ли это поведением религиозным или поведением, возникшем вследствие сенсорной патологии.
И все же, мы вынуждены констатировать, что с т. зр. понтифика данное поведение являлось
религиозным — снова определяя поведение с позиции намерения осуществляющего его лица, даже если
бы эти стимулы являлись галлюцинациями.
Т. о., психологи, работающие в этой области, пытаются изучать формы поведения, к-рые либо с
культурной, либо с индивидуальной т. зр. (или с обеих одновременно) определяются как
«религиозные». Они занимаются поиском общих знаменателей такого поведения. Они хотят узнать
предшествующие условия, к-рые вызывают (стимулируют) такое поведение. Им необходима информ.
об эмпирических факторах, влияющих на «научение» Р. п., — хотя им тж необходимо узнать, является
ли такое поведение врожденным или невыученным. Они тж желают знать сопутствующие эмоции и
мотивацию Р. п. При этом жизненно важно постоянно осознавать необходимость в проведении
различий между объективными данными и субъективными состояниями. Все соц. науки (и нек-рые
биологические) сталкиваются с этой проблемой.
См. также Религия и психология
У. Э. Грегори
Религия и психология (religion and psychology)
Hosted by uCoz