Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1197 of 1766 
Next page End  

вербальное выражение эмпатии, а это не может считаться прямой мерой глубины прочувствования
выражаемых чел. смыслов. Они подчеркивают важность телесного опыта эмпатии, к-рый трудно
измерить.
Р. Шустер освещает ряд сходств аттитюдов эмпатии с аттитюдами, связанными с нек-рыми
типами медитации. Роджерс приводит данные о том, что эмпатическая способность чел. не связана с
академическими или диагностическими умениями. Коркоран полагает, что способность к эмпатии
скорее может иметь отношение к функционированию правого полушария головного мозга, чем к
левосторонним (доминантным) функциям.
Р. с. исследовалось и служило предметом обучения в иных, отличных от терапевтического,
контекстах. Т. Гордон обучает ему родителей как средству поддержания открытых и доверительных
отношений со своими детьми. Эспай и Робак обнаружили, что у более эмпатичных учителей ученики в
большей степени вовлечены в ситуацию обучения.
Процесс слушания предполагает наличие специфических аттитюдов в отношении
выслушиваемого чел. К их числу относится принятие содержания сознания говорящего. Слушатель
доверяет умению говорящего оценить и проанализировать ситуацию, а затем сделать свой выбор, и
поэтому не сбивается на советы и предложения в отношении того, что надлежит делать или как следует
воспринимать вещи. Цель слушания заключается в том, чтобы находиться в мире, воспринимаемом
глазами др. чел., а не подгонять этого др. под свой собственный воспринимаемый мир.
С этим связано ожидание, что такой способ сопричастности приносит какую-то пользу др. чел.
Предполагается, что чувства и мысли говорящего в процессе Р. с. будут изменяться т. о., что это
поможет ему разрешить проблему, пережить инсайт, снять напряжение, принять на себя
ответственность и уменьшить противоречия.
Предложенные Ю. Гендлином теории изменения личности дают нек-рые основания для такого
ожидания и проясняют сущность процесса Р. с. Его работы проливают свет на тот «объект», к к-рому
обращено внимание слушателя, и на характер личностных процессов, стимулируемых таким способом.
Гендлин определяет «телесное чувствование» как сырьевой материал личности. Телесное чувствование
включает гораздо больше того, в чем чел. отдает себе отчет на уровне сознания. Оно включает все
переживаемое на данный момент времени, пусть даже смутное и неуловимое. Именно телесное
чувствование говорящего яв-ся тем текучим объектом, к к-рому приковано внимание слушателя.
Слушание предоставляет для др. благоприятную возможность испытать свою собственную
способность в разрешении проблем, в определении степени своего вклада в возникновение
межличностных трудностей, в выстраивании самооценки, в наведении порядка в запутанных личных
проблемах и мотивах. По-видимому, традиционные аттитюды оценки, диагноза и совета оказывают
противоположный эффект, препятствуя развитию такого рода процесса.
Согласно Гендлину, слушатель помогает др. чел. расширить — навстречу своим собственным
комплексным переживаниям — те аттитюды, к-рые, как оказалось, способствуют процессу изменения.
Эмпатическая коммуникация, когда она происходит, представляет собой акт глубоко личных
взаимоотношений.
См. также Клиентоцентрированная терапия, Эмпатия
Дж. Р. Иберг
Речевое развитие (speech development)
До 1960-х гг. большинство изучавших речевое (языковое) развитие специалистов смотрели на
ребенка как на относительно пассивного ученика, к-рый слышал и впитывал речевые образцы более
старших носителей языка. Два «прозрения» изменили эту т. зр. Первое состояло в осознании того, что
дети говорят на своем собственном, «детском» языке, со специфическим набором правил и структур.
Детская речь совершенно не похожа на искаженное упрощение языка взрослых. Второе заключалось в
признании того, что дети сами по себе должны быть лингвистами, слушающими речь др. и строящими
гипотезы о правилах языка. После чего они проверяют эти гипотезы, опираясь на них в попытках
понять речь др. и выразить собственные мысли в речевой форме.
Быстрота, с какой дети выучиваются говорить и овладевают родным языком, не сопоставима со
скоростью приобретения умений и навыков в др. видах когнитивного научения, несмотря на сложность
и абстрактность языковой структуры. Согласно Мак-Нейлу, основа богатой и сложной грамматической
компетенции, достигаемой во взрослости, должна образоваться в весьма сжатые сроки: за первые 24
месяца жизни.
Hosted by uCoz