Navigation bar
  Print document Start Previous page
 12 of 1766 
Next page End  

Приобретение
Побуждение
Поддержание
1. Нейрофизиологические
предпосылки
Генетические
Гормональные
Ц.н.с. (например, гипоталамус,
лимбическая система)
Физические характеристики
1. Аверсивные события
Фрустрация
Ослабление подкрепления:
- относительная депривация;
- несправедливые тяготы жизни
Словесные угрозы и оскорбления
Физическое насилие
1. Прямое внешнее
подкрепление
Осязаемое (материальное)
Социальное (статус, одобрение)
Облегчение аверсивности
Выражение обиды
II. Обсервационное научение
Влияние семьи (напр., жестокое
обращение)
Субкультурное влияние (напр.,
делинквентность)
Символическое моделирование
(напр., телевидение)
II. Влияние моделирования
Растормаживание/снятие запретов
Фасилитация
Эмоциональное возбуждение
Сильные раздражители
(привлечение внимания)
II. Викарное подкрепление
Наблюдаемое вознаграждение
(эффект получения —
фасилитации)
Наблюдаемое наказание
(эффект избегания —
растормаживания)
III. Непосредственный опыт
Военные действия
Подкрепляемые действия
III. Поощряющие стимулы
Инструментальная агрессия
Предвосхищаемые последствия
III. Нейтрализация
самообвинений
Моральное оправдание
Успокаивающее сравнение
Эвфемистическое обозначение
Перекладывание
ответственности
Распыление ответственности
Дегуманизация жертвы
Обвинение жертвы
Искажение последствий
Прогрессивная
десенсибилизация
IV. Следование предписаниям
V. Влияние бредовых идей
VI. Влияние факторов
окружающей среды:
- теснота;
- температура окружающей среды;
- шум;
- физическая обстановка
Теория соц. научения признает, что потенциальная способность конкретного чел. вести себя
агрессивно, возможно, возникает из нейрофизиолог. особенностей. Считается, что генетические,
гормональные, неврологические и результирующие физ. характеристики индивидуума влияют в
совокупности на функциональные или потенциальные возможности выражения А., равно как и на
вероятность научения тем или иным специфическим формам А.
Учитывая наличие у чел. нейрофизиолог. функциональных возможностей приобретать и
сохранять агрессивные реакции в своем поведенческом репертуаре, Бандура предполагает, что такое
приобретение происходит на основе непосредственного или викарного опыта. Открыто агрессивные
действия, совершаемые индивидуумом в контексте проб и ошибок или под руководством и с поощрения
окружающих, в случае их подкрепления увеличивают вероятность того, что произойдет научение или
приобретение А. данным индивидуумом. Бандура рассматривает подкрепляемые действия как особенно
значимое событие в научении А. через непосредственный опыт, будь то детская возня, подростковые
стычки или военные действия взрослых.
Однако наиболее важную роль в приобретении А. играют викарные процессы. Считается, что
такое обсервационное научение происходит в рез-те моделирующих влияний трех типов: семейного,
субкультурного и символического. Ребенок — жертва жестокого обращения родителей — агрессивно
ведет себя с ровесниками, а став взрослым, избивает собственных детей. Такое поведение м. б. усвоено
им от собственных родителей. Субкультурное моделирование можно пояснить на следующем примере:
глядя на агрессивное поведение сверстников, подросток начинает вести себя точно так же. Викарное
Hosted by uCoz