Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1200 of 1766 
Next page End  

подтверждения-опровержения, наряду с линейным взглядом на научный прогресс.
Отличительные свойства Р. э. Подлинные Р. э. обладают одним очевидным отличительным
свойством: они должны обеспечивать адекватную проверку двух соперничающих гипотез. Очевидно,
что для этого они должны быть настолько хорошо спланированы, чтобы не возникало сомнение в их
внутренней валидности.
Вторым отличительным свойством Р. э. яв-ся в высшей степени творческий характер их планов.
Чтобы осуществить адекватную проверку двух соперничающих теорий, экспериментатор должен найти
способ проверки конфликтующих гипотез.
Примеры Р. э. По-видимому, некоторые отдельные эксперименты или серии экспериментов с
полным основанием могут быть названы решающими. Они однозначно или подтверждали, или
опровергали важные аспекты теорий. Даже если исслед., проведенные Фредом Шеффилдом и его
учениками, и не доказали полной несостоятельности теории подкрепления как редукции драйва (drive-
reduction theory of reinforcement), то по меньшей мере сделали ее неубедительной, показав
необходимость включения в объяснение вознаграждения чего-либо скорее связанного с индукцией
драйва. Два классических результата заключались в том, что удалось выработать у самцов крыс
реакцию, которая приводила к покрытию самок, но не к эякуляции, и в том, что не имеющий
питательной ценности сахарин оказывался при этом эффективным вознаграждением. Эксперименты
Гарри Ф. Харлоу, в к-рых детеныши обезьян формировали сильные привязанности к не имеющим
пищевой ценности кускам ткани, натянутым на проволочный каркас и заменявшим им мать, но
практически не вырабатывали привязанностей к проволочным «суррогатным матерям», к-рые
обеспечивали им пищу, оказались фактически решающим свидетельством против традиционных
объяснений привязанности на основе концепции вторичных драйвов и психоаналитических объяснений.
Большая часть научной деятельности Эдварда Ч. Толмена была посвящена попыткам проведения
Р. э., к-рые бы подтверждали роль ожиданий, в противоположность SR ассоц., в качестве базовой
единицы научения. Напр., исслед., проводимые Толменом и его учениками по латентному научению и
пространственному научению, заставили теоретиков SR на многие годы занять оборонительную
позицию. Тщательный анализ классического эксперимента по латентному научению показал, однако,
что, невзирая на значительные проблемы, к-рые он создавал для SR теорий, он не был, в строгом
значении этого термина, Р. э. В действительности, как того могли бы ожидать Дюэм, Куайн и Кун, эти
эксперименты не привели к ниспровержению SR теорий. Однако, последовавшие модификации, напр.,
теория Кларка Халла, позволявшая объяснить в рамках теории SR некоторые из таких результатов,
привели к приобретению этой теорией более когнитивного характера. Др. результаты по-прежнему
продолжают представлять непреодолимые трудности для SR моделей.
Р. э., по крайней мере по намерению, сыграли важную и сохраняющую свое значение роль в
развитии некоторых областей в психологии. Одна из таких областей — восприятие пространства и
объектов в пространстве — связана с попытками разрешения спора между нативистами и эмпириками.
Хотя результаты таких экспериментов выглядят окончательными, недавние исслед. ставят под
сомнение их первоначальную интерпретацию. Более того, др. исслед. на животных и на людях
показывают, что определенные аспекты восприятия глубины являются врожденными. Несмотря на то,
что ни один из этих экспериментов не привел к окончательному разрешению исходной проблемы, они
все же помогли развить эту область в нескольких важных аспектах и значительно трансформировали
характер постановки первоначальных вопросов.
Влияние экспериментов на изменение теории. Эмпирические исслед. оказали значительное
влияние на психол. теории. Примеры, приведенные в предыдущем разделе, отчетливо указывают на то,
что некоторые эксперименты привели к существенным модификациям одних теорий и фактическому
отказу от других. В этом смысле, некоторые эксперименты бесспорно оказались решающими.
См. также Экспериментальные методы, Проверка гипотезы, Философия науки, Методология
(научных) исследований
Р. Т. Браун, С. Р. Рейнолдс
Ригидность (rigidity)
Хотя термин Р. не имеет точного определения, можно сказать, что Р. проявляется особенно
очевидно, когда индивидууму не удается изменить свое поведение, даже если потребности новой
ситуации требуют др. поведения.
Многие термины в психологии указывают на Р., включ. персеверацию, консерватизм, догматизм,
Hosted by uCoz