Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1201 of 1766 
Next page End  

анальность, нетерпимость к неопределенности и компульсивность. Такие термины как гибкость,
лабильность, терпимость к неопределенности и, до некоторой степени, креативность, обозначают
тенденции, противоположные Р.
Ригидность как персеверация. Гольдштейн полагал, что, при обычных обстоятельствах,
здоровый индивидуум функционирует как целостная система с хорошо интегрированными и отчетливо
выраженными подсистемами. Тем не менее, в поврежденном мозге интеграция системы нарушена, и
индивидуум не способен справляться со сложностью, требуемой абстрактными проблемами.
Гольдштейн утверждал, что ригидное, застывшее поведение, демонстрируемое пациентами с
повреждениями мозга, не столько утрата функции, сколько попытка снизить сложность и сделать
потенциально подавляющую ситуацию управляемой.
Лабораторные исслед. показали, что когда испытуемым несколько раз подряд давали решать
задачи, к-рые имели неизменный способ решения, они часто продолжали ригидно использовать тот же
способ решения для последующих задач, даже если эти новые задачи могли быть решены различными
способами.
Нетерпимость к неопределенности. Ряд исследователей и теоретиков заметили довольно
постоянную констелляцию черт, к-рые включают в себя строгое повиновение властным фигурам,
нетерпимость к противоположному мнению, предубеждение, склонность создавать чрезмерно
упрощенный взгляд на мир, тенденцию использовать резко поляризованные когнитивные конструкты, и
циничный взгляд на природу чел.
Дискуссия о ригидных, авторитарных и догматичных системах убеждений распространились на
психопатологию. В клинике высоко догматичное и ригидное поведение можно наблюдать у обсессивно-
компульсивых и параноидных пациентов.
Интеграция подходов. Пиаже показал, что мышление на ранних стадиях развития ребенка
характеризуется сверхассимиляцией и сверхаккомодацией, и убедительно доказал, что маленькие дети и
умственно отсталые взрослые применяют одномерные, ригидные, «центрированные» когнитивные
стратегии в сравнении с многомерными, гибкими, «децентрированными» стратегиями, применяемыми
старшими детьми и нормальными взрослыми. Согласно Пиаже, аффективное и моральное развитие
неотделимы от когнитивного развития. Следовательно, ригидное поведение, обнаруживаемое в
когнитивных задачах имеет свои параллели в отсутствии автономии, проявлении персеверативности и
ригидных конструкций личных и межличностных ценностей, обнаруживаемых в соц. поведении.
Возможно, что ригидность, как в интеллектуальной, так и в аффективной сферах, яв-ся
проявлением несбалансированных схем, в к-рых преобладают или аккомодация, или ассимиляция. Так
как многие факторы, включ. когнитивную незрелость, неврологические повреждения и авторитарно
ориентированное воспитание детей могут мешать развитию адекватно сбалансированных схем,
ригидность может иметь различные корни.
См. также Обсессивно-компульсивная личность
Б. Горман
Рисуночная методика фрустрации (Р-Ф) Розенцвейга (Rosenzweig
picture-frustration
(P-F)
study)
P. м. ф. Р. — полупроективная методика, состоящая из 24 картинок (в стиле комиксов), на к-рых
изображены 2 чел. в типичных жизненных ситуациях, характеризующихся умеренным уровнем
фрустрации. Черты лица и др. признаки выражения эмоций намеренно опущены на этих рисунках.
Персонаж, находящийся слева, всегда говорит определенные слова, к-рые помогают описать
фрустрацию др. персонажа. Над изображенным справа персонажем имеется пустой квадрат, в к-рый
испытуемого просят вписать первый пришедший на ум ответ.
Предполагается, что испытуемый осознанно или неосознанно идентифицирует себя с
фрустрированным персонажем на каждой картинке и проецирует свое отношение в даваемом ответе.
Для оценки этого отношения, или реакции, каждому ответу приписываются баллы в соответствии с
двумя осн. измерениями: направлением агрессии и типом агрессии. По направлению агрессия
подразделяется на экстраагрессию, когда агрессивные реакции обращены на окружение; интраагрессию,
когда агрессивные реакции обращены на самого себя; и имагрессию, когда агрессия переводится в
попытку затушевать проблему или представить ситуацию в лучшем свете. Дело обстоит так, как если
бы экстраагрессивность переводила агрессию вовне, интроагрессивность — внутрь, а имагрессивность
гасила ее. По типу агрессия подразделяется на препятственно-доминантную, при к-рой в ответе
Hosted by uCoz