Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1205 of 1766 
Next page End  

требуется большая практика, чтобы отбивать два различных ритма разными руками, чтобы создать
полиритм.
Возвращаясь к спонтанной синхронизации музыки, можно ясно увидеть, что движение
сопровождает главную точку ударения, но если структура яв-ся длительной и сложной, синхронные
движения создаются вторичными точками ударения. Все это происходит, как если бы индуцированные
сопровождающие движения должны оставаться сцепленными, что означает, что разделяющие их
интервалы должны быть определено меньше 1,8 с.
Моторная индукция и синхронизация придают ритмам качества, отличные от воспринимаемых.
Мышечно-звуковая гармония вызывает эмоциональные реакции, характерные для восприятия Р. Кроме
того, спонтанная синхронизация делает поправку на социализацию ритмической деятельности, каковая
имеет место в танцах, оркестровой музыке и хоровом пении. Эта социализация деятельности всегда яв-
ся источником стимуляции.
Пространственные ритмы. О пространственных Р. говорят меньше, чем о слуховых. Напр., при
описании движения легче говорить о форме или пропорции. Вполне естественно, что существуют
последовательности, но они часто развертываются в трехмерном контексте, что усиливает
последующие трудности.
Когда рассматриваются только линейные последовательности, заметно, что они часто подобны
ритмическим структурам с регулярными повторениями идентичных элементов, как засаженная
деревьями аллея, или образованы повторением вторичных или даже третичных структур с регулярными
промежутками между группировками. Даже в рядах окон, напр., можно обнаружить более сложные
структуры с элементами, вариация к-рых имеет повторяющийся характер.
См. также Слуховое восприятие, Циркадный ритм, Перцептивная организация
П. Фресс
Ритуальное поведение (ritual behavior)
Ритуал — это осуществляемая в виде церемониала совместная деятельность условного
характера, предполагающая участие двух или более лиц, несущая в себе особый эмоциональный заряд и
часто сакральный смысл, фокусирующаяся вокруг четко определенного набора соц. объектов и
дарующая участникам специфическое чувство торжественности и выхода за пределы обыденной
реальности. Ритуал может возникнуть из любой сферы групповой жизни. Ритуалы почти не допускают
вариаций и совершаются под строгим контролем за соблюдением норм взаимодействия участников.
Исполнение ритуала обладает чертами драматического действия и подразумевает проигрывание в лицах
представлений о своей культуре и мире в целом, разделяемых определенными группами людей.
Эмиль Дюркгейм подразделял ритуалы на две категории: положительные и отрицательные, или
сакральные (sacred)
и мирские (profane). Положительные ритуалы сводят участников вместе и таким
способом, к-рый поддерживает их соц. отношения и позволяет делать разного рода приношения
(offerings), включая акты дарения и приветствия. Отрицательные ритуалы (или ритуалы избежания)
защищают одних людей и их собственность от посягательств других. Их часто именуют термином
«табу». По мнению мн. наблюдателей, в совр. зап. об-вах на смену сакральным ритуалам пришли
межличностные ритуалы.
Ритуалы могут исполняться по магическим, мистическим или религиозным соображениям,
чтобы обрести контроль над происходящим или маркировать неконтролируемые, частые события в
естественном мире, нарушения нравственных норм группы или экзистенциальные факты рождения и
смерти и, наконец, переходы на жизненном пути. В отличие от соц. отношений, не доступных
непосредственному изучению, взаимодействия между отдельными людьми могут изучаться, и в
зависимости от того, насколько эти взаимодействия ритуализированы и стилизованы, ритуал становится
важнейшим средством для изучения соц. отношений.
Выводы. Значение ритуала в повседневной жизни можно подытожить в следующих трех
утверждениях: а) то, что по мнению группы вызывает проблему, будет вызывать усилия по
превращению этих проблематичных объектов, действий и событий в предсказуемые и рутинные.
Представляется необходимым, чтобы в отношении них были предприняты организованные действия; б)
группы и взаимоотношения обнаруживают признаки постоянно ведущейся борьбы в отношении того,
что яв-ся проблематичным, рутинным и предсказуемым; в) в основе организованной групповой жизни
лежит сложная сеть ритуалов — межличностных, положительных, отрицательных, сакральных и
мирских, — о к-рых ставят в известность новых членов и к-рые, после своего освоения и успешного
Hosted by uCoz