Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1207 of 1766 
Next page End  

Детей должен ободрять опыт последствий своего собственного поведения. Он также писал о том, что
естественные и логические последствия плохого поведения принципиально отличаются от наказания.
То или иное последствие плохого поведения должно организовываться родителем таким образом, чтобы
оно выражало правила данной семьи, было непосредственно связано с плохим поведением, не
содержало осуждения или упреков ребенка, и относилось к тому, что будет происходить в настоящем и
будущем. Т. о., логическое последствие апеллирует к способности ребенка воспринимать соц. нормы и
не направлено на ограничение его свободы.
Альберт Пессо занимался эмоциональными аспектами проблемы пермиссивности и
рестриктивности (restrictiveness). Он полагал, что ребенку следует позволять переживать и исследовать
эмоциональные и физ. ощущения. Тем не менее, по мнению Пессо, родителям следует ограничивать
ребенка в тех случаях, когда его форма поведения может представлять угрозу для него самого или
окружающих.
Диана Баумринд разработала типологию, к-рая классифицирует родителей по степени контроля
за своими детьми: авторитарные (высокий контроль), пермиссивные (низкий контроль) и авторитетные
(минимально ограничивающие, но с твердым контролем, проявляющимся в ситуациях расхождения
между родителем и ребенком). Баумринд приходит к выводу, что либо нереалистично высокие, либо
низкие стандарты лишают ребенка ощущения безопасности и приводят к зависимости от окружающего
мира. Эмпирическую поддержку этой позиции представил Куперсмит, установивший, что самооценка
ребенка оказывается наивысшей в том случае, когда родители устанавливают ограничения без
чрезмерного контроля.
Большинство теорий и связанных с ними исслед., посвященных изучению проблемы
родительской пермиссивности, доказывают необходимость авторитетного родительского стиля. Т. о.,
задача выполнения родительской роли становится иск-вом балансирования между свободой и
ответственностью, в противоположность родительской позиции, к-рая яв-ся или слишком
ограничительной, или слишком снисходительной.
См. также Естественные и логические последствия, Отношения «родитель-ребенок»
Р. Хабер
Родительское поведение животных (animal parental behavior)
Р. п. ж. включает в себя все типы поведения, направленные на заботу и выращивание своих
детенышей или детенышей близких родичей. Хотя часто считают, что родительское поведение
начинается в момент рождения или вылупления детеныша, на самом деле оно может начинаться в
момент оплодотворения или даже еще раньше. Строительство гнезд, изменение паттернов питания,
приобретение и накопление необходимых ресурсов могут иметь место в самом начале репродуктивной
последовательности, хотя они служат целям заботы о детенышах и их выращивания.
Родительское поведение сильно варьирует у представителей разных видов. В то время как
некоторые животные никогда не видят своего собственного потомства, другие демонстрируют
развернутые и сложно регулируемые паттерны родительского поведения. Среди насекомых лучше всего
изучены роющие осы. Самка роет норку и затем снабжает каждое яйцо в этих норках парализованной
добычей. Когда вылупляются молодые особи, мать уже отсутствует, но они обеспечены и укрытием, и
заготовленной пищей. Напротив, родительское поведение пчел сложное и длительное. Яйца
откладывают в шестиугольные соты в улье, непрерывный поток рабочих пчел регулярно навещает эти
ячейки, проверяет их, чистит и кормит развивающихся особей.
Рыбы отличаются замечательным разнообразием паттернов родительского поведения. Карпы
выметывают икру на растения; форель часто откладывает икринки в песок или гравий; у др. видов
неприкрепленные икринки просто плавают на поверхности воды или в ее толще. Такой минимум
заботы контрастирует со строительством гнезд у др. рыб, напр., сиамская бойцовая рыбка строит
пузырчатые гнезда. Цихловые рыбы из рода Tilapia могут переносить и вынашивать икринки во рту. У
некоторых видов рыб о молоди заботятся самцы, как это происходит, напр., у излюбленного объекта
этологов — трехиглой колюшки.
Амфибии в процессе эволюции разработали множество способов адаптации к проблеме
сохранения влаги, поскольку часть своей жизни они проводят на суше. Многие откладывают икру в
воду. Другие носят икру на себе, как это делают суринамская пипа, у которой вылупление икринок
происходит в специальных складках на спине самки, или жаба-повитуха, у которой самцы носят
икринки на себе, намотав цепочки икры вокруг талии.
Hosted by uCoz