Navigation bar
  Print document Start Previous page
 122 of 1766 
Next page End  

Нек-рые люди узнают о В. в ходе социализации, когда они наблюдают за тем, как их родители,
политики или адвокаты используют деловые связи, обмениваются услугами, формируют планы
действий и разраб. свои стратегии и тактики. Др. не имеют в своем детстве такой возможности и узнают
об этом, уже будучи взрослыми. Один из путей приобретения знаний в вопросах В. — участие в
деятельности общественной орг-ции. Помимо действия деловых связей, люди могут наблюдать здесь
процессы создания коалиций, распространения идей, формирования имиджа победителя и т. д.
Следующая возможность связана с работой в бюджетной комиссии этой общественной орг-ции. Вне
зависимости от того, какие предложения выдвигаются по использованию денег, всегда можно
гарантировать, что нек-рые люди будут предпочитать др. их использование. Наблюдая за тем, как
успешные люди используют умения, стратегии и тактики для того, чтобы продвигать свои планы и
идеи, внимательные наблюдатели могут почерпнуть много ценного в отношении вопросов
использования В. Они могут тж обнаружить, что наиболее мудрым подходом является вовсе не т. зр. на
В. как на конечную цель. Скорее В. следует рассматривать в качестве инструмента, используемого в
разумном и сочувствующем руководстве.
См. также Исследование акций, Прикладные исследования, Теория автоматического
регулирования, Человеческие факторы, Интеракционизм, Теория социального обмена
Р. У. Брислин
Влияние сверстников (peer influences)
Здоровые отношения с себе подобными необходимы для развития человека. Поскольку дети и
подростки живут в расширяющемся социальном мире, им важно учиться строить эффективные
отношения с людьми. Высококачественные отношения с др. важны для всех аспектов развития детей и
подростков. Конструктивные отношения способствуют научению, интернализации ценностей и
аттитюдов, приобретению компетентности в разных областях и эффективной социализации. Такие
отношения могут быть со взрослыми и с др. детьми или подростками. Традиционно отношения между
взрослыми и детьми рассматривались как важное средство обеспечения эффективной социализации и
нормального развития.
Дело, однако, в том, что отношения детей и подростков с равными себе на всем протяжении
детства, отрочества и юности — критический фактор развития и социализации. Молодежь должна: а)
именно в общении со сверстниками приобрести социальную компетентность, интернализовать
аттитюды и ценности, научиться понимать др.; б) занять уютную нишу в своей субкультуре. По
сравнению с взаимодействием со взрослыми, интеракции детей и подростков со сверстниками, в целом,
более частые, интенсивные и разнообразные.
Влияние общения со сверстниками на ценности, аттитюды, перспективы и социальную
компетентность
В общении со сверстниками дети непосредственно перенимают и усваивают аттитюды,
ценности, умения и знания, к-рые невозможно получить от взрослых, например как вести себя в
конфликтной ситуации или как побороть искушение. Сверстники эффективно объясняют друг другу,
насколько и почему одни вещи являются правильными, а др. — неправильными, какими соц. знаниями
и умениями нужно овладеть и почему. Сверстники снабжают действенными моделями уместного и
неуместного поведения. Социализирующее значение сверстников не прекращается с окончанием
юношеского периода, Друзья и коллеги оказывают сильное влияние на ценности, аттитюды,
перспективы и соц. компетентность чел. на протяжении всей его жизни. Отношения со сверстниками
также часто позволяют удовлетворить потребность в соц. сравнении.
Просоциальное и антисоциальное поведение
Взаимодействие со сверстниками обеспечивает модели, поддержку и благоприятные
возможности просоциального поведения. Если дети воспринимают своих сверстников как стремящихся
к таким просоциальным действиям, как честность, альтруизм, сотрудничество и уважительное
отношение к людям, они будут склоняться именно к такому поведению. В общении с другими детьми у
ребенка часто появляется возможность помочь, утешить, поделиться чем-то, проявить заботу и сделать
подарок.
Склонность подростков к таким формам проблемного или переходного поведения, как
употребление наркотиков, добрачные сексуальные отношения или делинквентность, связана с их
восприятием отношения сверстников к такому поведению. Если подростки видят, что их друзья не
одобряют таких акций, они будут стремиться не участвовать в них. К тому же полное непринятие
Hosted by uCoz