Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1226 of 1766 
Next page End  

родственные исслед., посвященные вопросу о том, какие переменные ослабляют связь между точностью
и уверенностью.
Связь между точностью и уверенностью никогда не бывает сильной, и обнаруженная в исслед.
корреляция редко превышает 0,30—0,40. В нек-рых исслед. обнаружены серьезные ошибки в
воспоминаниях свидетелей, даже если эти воспоминания сообщаются с полной уверенностью;
свидетель абсолютно уверен в достоверности своих воспоминаний, к-рые на самом деле оказываются
ложными. Присяжные больше доверяют уверенным свидетелям, поэтому они преувеличивают значение
уверенности при оценке доказательств.
Общая точность показаний
Свидетель может не обратить внимания на мн. аспекты события, если в момент его совершения
присутствовало оружие или если свидетель испытывал эмоциональное возбуждение. После того, как
событие произошло, свидетелям м. б. внушены ложные воспоминания. Уверенность свидетеля в своих
воспоминаниях не гарантирует их достоверности. До какой степени эти факторы подрывают доверие к
показаниям свидетелей?
Оценки общей точности воспоминаний испытуемых о событиях проводились в целом ряде
исслед., в центре к-рых часто были яркие события, т. е. необычные и неожиданные происшествия,
случающиеся в жизни чел. и часто оказывающие значительное влияние на его эмоциональное
состояние. Вспоминая о ярких событиях, испытуемые приводят значительное количество подробностей
и излагают свои воспоминания с впечатляющей уверенностью, но при тщательной проверке мн.
воспоминания оказываются недостоверными, иногда по важным аспектам. Эти рез-ты еще раз
указывают на возможность серьезных ошибок в воспоминаниях и на отсутствие связи между
уверенностью свидетеля и точностью его памяти.
Воспоминания о ярких событиях часто в целом бывают довольно точными, и даже через неск.
месяцев после события испытуемые способны вспомнить много подробностей. Юилли и Катшелл
проверяли воспоминания 13 очевидцев настоящего преступления, оценивая точность их воспоминаний
через 4—5 месяцев после события. При оценке воспоминаний Юилли и Катшелл использовали строгие
критерии (для того, чтобы показания свидетелей считались достоверными, ошибки в возрасте не
должны были превышать 2 лет, а ошибки в весе — 5 фунтов). Даже при использовании таких критериев
оказалось, что свидетели правильно указывали 83% подробностей, касавшихся хода событий, и давали
правильные описания людей и объектов, находившихся на месте действия, в 76 и 90% случаев
соответственно.
Дети как свидетели
Рассказы детей о событиях часто бывают неполными; дети, как правило, тж имеют слабое
представление о том, какие аспекты события имеют значение для суда. Кроме того, детским
воспоминаниям о событиях часто присущи недостатки, обусловленные плохим пониманием каузальной
структуры события или тем, что дети не знают различных стратегий запоминания. Несмотря на эти
ограничения, даже от 3—4-летних детей можно получить довольно полные и точные воспоминания.
Хотя детские воспоминания бывают довольно скудными, они, как правило, достоверны; более полные
сообщения можно получить, используя реквизит и правильной организуя допрос. Однако надо
тщательно позаботиться о том, чтобы свести к минимуму количество наводящих или
дезориентирующих вопросов, поскольку дети, по-видимому, так же как взрослые, а м. б. и более,
подвержены влиянию информ., полученной после совершения события. Наконец, мн. беспокоит то, что
в детских воспоминаниях якобы беспорядочно перемешаны действительные и воображаемые события.
Тем не менее такое смешивание встречается реже, чем принято считать.
Методы улучшения памяти свидетелей
Выступая в качестве свидетелей, работники полиции и
др. подготовленные наблюдатели, по-
видимому, не более точны, чем неподготовленные, хотя большинство людей ожидает, что
профессионалы, работающие в системе охраны правопорядка, обладают лучшей памятью, чем др.
Гейзельман и его коллеги разраб. свой подход к допросу свидетелей. В своем когнитивном интервью
они используют неск. стратегий, к-рые помогают свидетелям извлекать информ. из своей памяти. Напр.,
свидетелей поощряют к тому, чтобы они излагали эпизоды события в различной последовательности и с
разных т. зр.; свидетелей тж подталкивают к воссозданию внешнего и индивидуального контекста
наблюдавшегося ими события. Согласно имеющимся данным, этот метод позволяет повысить качество
показаний как взрослых, так и детей.
В течение мн. лет считалось, что качество показаний повышается, если свидетель дает их,
находясь под гипнозом. Эти представления осн. на гипотезе, согласно к-рой гипноз способствует более
Hosted by uCoz