Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1230 of 1766 
Next page End  

или ассоц. в списке экспериментатора. Тулвинг утверждал, что испытуемые не только используют
заложенную в списке структуру информ., но и склонны отыскивать свои собственные характерные
связи между словами в списке для заучивания. Т. о., эксперименты с использованием заданных
группировок недооценивают полную орг-цию испытуемым списка слов во время заучивания и ее
использование в процессе воспроизведения. Предлагая испытуемым повторно заучивать и
воспроизводить списки не связанных между собой слов, предъявляемых каждый раз в др. случайном
прядке, Тулвинг сумел продемонстрировать характерную для каждого участника эксперимента
субъективную орг-цию запоминаемого и воспроизводимого материала.
С. в. использовалось для оценки понимания прозы и запоминания пояснительных и
описательных текстов и устных рассказов. Хотя раньше было принято считать, что все люди склонны
логически структурировать текст для удобства запоминания и последующего воспроизведения, были
выявлены индивидуальные особенности этого процесса в зависимости от возраста и навыков чтения.
Фактически, метод С. в. используется в настоящее время для исслед. различий в стратегиях заучивания
материала у людей с предположительно разными стилями учения.
Применение методов С. в. для ил. склонности людей реорганизовывать изучаемый материал
продолжается. Т. о., исслед. С. в. позволяют подкрепить осн. постулат когн. психол. (т. е. что
обучающийся не яв-ся пассивным получателем информ. из окружающей среды; напротив, он активно
организует эту информ. в собственные структуры представления знаний в памяти).
См. также Когнитивные стили учения, Забывание, Процессы поиска и извлечения информации из
памяти
Б. Р. Данн
Связь и привязанность (bonding and attachment)
Джон Боулби ввел термин привязанность, к-рый превратился в важнейшее понятие нового
теорет. подхода, объединившего этологию и психологию в стремлении понять истоки уз, связывающих
ребенка с матерью.
Этологическая теория и привязанность. Исслед. животных говорят о том, что прочные П.
образуются благодаря процессу импринтинга, происходящего за короткий интервал времени в течение
раннего критического периода жизни. Этология предположительно объясняет образование С. между
самкой и ее детенышем как рез-т взаимодействия генетически запрограммированных форм поведения,
важных для выживания вида, со средой обитания.
Конрад Лоренц, пионер в области исслед. импринтинга, наглядно показал, что недавно
вылупившиеся птенцы диких гусей устремляются к первому, ближайшему к ним, движущемуся объекту
или субъекту, к-рый встречается им вскоре после рождения, и далее неотступно следуют за ним. Нико
Тинберген доказал, что реакция нападения/бегства у животных развивается в ритуальное
демонстративное поведение. Роберт Заслоу на основе исслед. патологии привязанности,
обнаруживаемой при раннем детском аутизме, пришел к заключению, что формирование П. зависит от
двух связывающих цепей поведения: а) обеспечение телесного контакта, необходимого для
формирования близости и базисного доверия, и б) обеспечения контакта глаз и диалогического
взаимодействия, необходимых для развития интеграции, фокуса и направления поведения.
Теория научения и привязанность. Приверженцы теории научения подчеркивали важность
кормления как механизма подкрепления для развития П. к матери как приобретенного процесса.
Удовлетворение первичного драйва голода (пищевого побуждения) имеет следствием образование
положительной П. к матери благодаря вторичному подкреплению в ситуации кормления. Новая фаза в
развитии теории научения наступила после того, как Гарри Харлоу в серии экспериментов с
искусственными матерями (манекенами) обезьян установил, что орального удовлетворения путем
кормления было недостаточно для образования П. и проявлений чувства любви.
Развитие привязанности. В общем, возникновение П. это поэтапный видоспецифичный
процесс. В самом начале младенец привязывается ко всем людям, демонстрирующим типичные для чел.
как биолог. вида формы поведения, совместимые с актуальным поведением младенца. Боулби
описывает развитие поведенческого аспекта П. в виде четырех фаз: а) ориентация и сигналы как общая
реакция на людей, без выделения конкретного чел.; б) ориентация и сигналы, направленные на одного
или неск. выделенных ребенком людей; в) сохранение пространственной близости к конкретному чел.
посредством локомоции и сигналов; г) образование реципрокной С. с людьми. Сильные П. к
конкретным людям появляются примерно в 7-месячном возрасте и обнаруживают себя в форме боязни
Hosted by uCoz