Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1231 of 1766 
Next page End  

незнакомых людей. Младенцы выражают протест в форме гнева и сопротивления, когда их разлучают с
чел., к к-рому они привязаны. Реакции протеста усиливаются в незнакомой обстановке, что указывает
на наличие П. не только к людям, но и к месту. Сила протеста и потребность в пространственной
близости к лицу, к к-рому привязан, снижаются по мере развития познания и памяти, так как разлука
начинает восприниматься ребенком как временная.
Качество привязанности. Постоянство и сила П. зависят от особенностей паттернов
взаимодействия между ребенком и родителями. Безусловная П. развивается при сочетании любяще-
заботливого поведения родителей с выраженными реакциями сопротивления и гнева у ребенка на
отделение от родителей. Хроническое, не снимаемое раздражение у родителя и ребенка нарушает
формирование П. Было установлено, что ритм и согласованность действий влияют на качество П.
Младенцы больше привязаны к родителю, к-рый быстро реагирует на их сигналы и самопроизвольно
инициирует взаимодействия. Последующие исслед. М. Эйнсворт показали, что качество П. зависит от
стимуляции и контролирования обстановки и ребенка. Эйнсворт установила, что младенцы могут
испытывать уверенность или беспокойство в отношении лица, к к-рому привязаны, что сказывается на
качестве и прочности П.
Привязанность и психопатология. Боулби показал, что после образования первичной
положительной С. между матерью и младенцем (примерно через полгода после рождения) реакция
малыша на разлуку с матерью имеет 3 характерных фазы. Первая фаза представляет собой выражение
«протеста» — плач и гнев, с помощью к-рых ребенок пытается добиться возвращения матери. Если это
не удается, фаза протеста сменяется периодом «отчаяния», характеризуемым уходом, депрессией и
снижением активности. Наконец, наступает фаза «отстранения», в к-рой младенец становится
относительно невосприимчивым к окружающим его людям. Обращенный на мать гнев ребенка является
главной характеристикой этого паттерна: он прямо выражается в фазе протеста и косвенно — в фазе
отстранения. Боулби утверждал, что «опыт отделения» (т. е. разлучение с матерью) вызывает глубокую
и яростную ненависть к матери.
Наблюдения Боулби, касающиеся случаев разлучения с матерью или ее утраты, подтверждаются
исслед. Эйнсворт, проведенными на детях, и рядом исслед., выполненных на низших обезьянах. Рене
Спитц охарактеризовал анаклитическую депрессию как состояние, в к-ром младенец, разлученный с
матерью вследствие госпитализации, становится полностью безучастным к происходящему. Заслоу и
Брегер, имея целью изучение П., провели анализ раннего детского аутизма, к-рый сопровождается
отделением и утратой С. с матерью. Они сделали неск. теорет. выводов, применимых к нормальному
формированию и психопатологии П. у людей. Первый вывод состоял в том, что удерживание ребенка в
состоянии выражения протеста, характеризующегося младенческим плачем (криком), формирует цикл
напряжения/расслабления, к-рый является осн. элементом положительной (безусловной) П. Чем сильнее
выражение этого «протеста», тем больше расслабление и сильнее С. между ребенком и родителем.
Второй вывод заключался в том, что челов. социально-аффективная П. формируется к лицу, а не к
груди. Такие видоспецифичные для чел. формы поведения, как улыбка, плач со слезами, говорение и
слушание, играющие важную роль в поддержании тесного — «лицом к лицу» — общения, как раз и
отсутствуют у аутичного ребенка, активно противящегося контакту глаз и тесным интеракциям. Такая
форма реагирования обеспечивается альтернативной поведенческой цепью по типу реакции
нападения/бегства, вызываемой напряжением от продолжительного контакта глаз и обнаруживаемой у
низших биолог. видов.
Общий вывод Боулби, касающийся теории П. и ее отношения к психопатологии, звучит
следующим образом: теория П. представляет собой научно обоснованную систему, объединяющую
понятия психоанализа, этологии, когнитивной теории и теории управления.
См. также Потребность в аффилиации, Аутизм, Избегающая личность, Деиндивидуация,
Импринтинг, Развитие младенца, Инфантилизм, Z-процесс
Р. У. Заслоу
Секс-терапия (sex therapies)
В развитии С.-т., как и психотер. в целом, принимали участие священнослужители, философы и
врачи. Со временем — в 1920-е гг. — С.-т. стала научной и преим. мед., поскольку опиралась на исслед.
клиницистов и врачей.
Скоро, однако, вопросами сексуального просвещения широких масс населения стали заниматься
популярные писатели, и за период после 1920-х гг. люди, вероятно, получили больше
Hosted by uCoz