Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1278 of 1766 
Next page End  

отношению к смерти, а не на типичные госпитальные проблемы соматической терапии. Такие
программы обеспечивают тж ценную эмоциональную поддержку семьям, в т. ч. и после смерти
пациента, способствующую выражению и пониманию сложных эмоций, связанных с процессом смерти
и умирания.
См. также Хосписы, Утрата и скорбь, Танатология
Р. Д. Фелнер
Смещение результатов тестирования, связанное с расовыми (этническими) различиями
(race bias in testing)
С. р. т., связанное с расовыми (этническими) различиями, представляют собой наиболее общую
форму гипотезы о систематической ошибке теста, обусловленной культурными факторами, состоящую
в утверждении, что отличия показателей умственных тестов у расовых и этнических групп яв-ся рез-том
внутренних дефектов самих тестов. Различия в средних оценках у рас отсюда интерпретируются как
артефакты теста, совершенно не отражающие к.-л. реальных различий в умственных способностях или
навыках.
Различия в средних оценках у разных рас яв-ся одним из наиболее хорошо изученных феноменов
в психол. исслед. индивидуальных различий. Первоначальные объяснения таких различий состояли в
том, что они вносятся людьми, выросшими в сильно различающихся условиях, с более низкими
оценками у групп, испытывавших сравнительную депривацию в отношении количества и качества
стимуляции, получаемой ими в годы формирования их личности, или, напротив, что более низкие
оценки у групп отражают различия в генетическом потенциале к интеллектуальному
функционированию. Более совр. подход к объяснению таких различий связан с учетом взаимодействия
генетических и средовых факторов. Хотя гипотеза о С. р. т., связанном с расовыми различиями,
существовала как потенциальное объяснение, по крайней мере с тех пор, как она была сформулирована
С. Бартом в серии публиковавшихся на протяжении ряда лет статей по этому вопросу, она не
принималась широко в качестве серьезной гипотезы до конца 1960-х гг., когда Ассоц. черных
психологов (Association of Black Psychologists, АВР) не призвала к мораторию на использование психол.
тестов в отношении обучающихся категорий меньшинств и неимущих студентов.
Эти акции АВР повлекли за собой ряд чрезвычайно позитивных последствий. До призыва к
мораторию на тестирование меньшинств в данной области практически не проводилось исслед.
Позиция АВР побудила большинство исследователей к выдвижению гипотезы о систематической
ошибке тестов в качестве осн. объяснения расовых различий в интеллекте. В ответ на этот призыв о
моратории, Научный совет Американской психол. ассоц. (American Psychological Association Board of
Scientific Affairs)
образовал комитет по изучению применения тестов к категориями неимущих
студентов.
Исслед. С. р. т., связанного с расовыми различиями, были и остаются важной задачей
психологии и об-ва в целом. Систематические ошибки тестов, обусловленные культурными факторами,
сегодня яв-ся, вероятно, одной из наиболее актуальных научных проблем, стоящих перед психологией.
Если эта гипотеза в конечном итоге докажет свою правоту, то рез-ты продолжавшихся на протяжении
100 лет исслед. в области психологии индивидуальных различий должны быть признаны артефактами,
или по крайней мере смешанными, поскольку такие исслед. опираются на стандартную
психометрическую методологию. Систематические ошибки тестов, связанные с расовыми различиями,
— это не только проблема для открытого научного обсуждения, но и юридич. проблема. Два важных
судебных решения привели к созданию прецедентов конфликтующих мнений в отношении этой
проблемы.
По сравнению с концом 1960-х гг., сегодня не существует дефицита в отношении исслед. С. р. т.,
связанного с расовыми различиями. По большей части, эти исслед. не оказали поддержки гипотезе о
необъективности тестов, установив, что: а) тщательно разраб., хорошо стандартизованные
образовательные и психол. тесты сходным образом прогнозируют будущую успешность популяций
граждан, родившихся в США, независимо от их расовой и этнической принадлежности; б) внутренняя
психометрическая структура этих тестов сохраняет свою инвариантность в отношении рас; в)
содержание этих тестов в равной степени приемлемо для этих различных групп.
Будучи одной из наиболее противоречивых и острых эмоциональных проблем в психологии,
проблема расовых предубеждений в тестировании не может разрешиться исключительно на основе
объективных научных исслед. и беспристрастных фактов уже в силу того, что сама история
Hosted by uCoz