Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1280 of 1766 
Next page End  

момент падения ножа гильотины, обнаружив, что доска с изголовья кровати упала ему на шею.
Внешний раздражитель запустил последовательность воспоминаний, к-рые образовали С. Др. ученые
этого времени продемонстрировали влияние органических состояний на формирование С. Были тж
исслед., посвященные причинам забывания снов, содержаниям С., связи С. с мышлением и функциям С.
1900-1953
З. Фрейд — главное действующее лицо этого периода. Первое издание его «Толкования
сновидений» стимулировало период преобладания клинических исслед. С.
Хотя Фрейд и его коллеги обнаружили, что толкование С. — бесценный инструмент для
раскрытия истоков симптомов у больных, С. интересовали его еще и по той причине, что они
рассказывали о бессознательных психич. процессах. Фрейд утверждал, что С. яв-ся королевской
дорогой к бессознательному.
С. разбивается на отдельные элементы, и сновидца просят высказывать свободные ассоц. на
каждый его элемент. По этим свободным ассоц. определялось скрытое содержание или, по-другому,
выявлялись «сновидные мысли». Явное содержание С. — сознательное, скрытое — бессознательное.
Мотивом для формирования С. яв-ся желание, вытесненное из сознания в силу своей
непереносимой болезненности. Наиболее важные из таких желаний появляются в раннем детстве и
имеют сексуальную или агрессивную окраску. Во время сна вытесняющая инстанция (Фрейд назв. ее
цензурой) менее бдительна, так что бессознательное желание может найти свое выражение в С. Однако
если желание выражается слишком открыто, повышающийся уровень тревоги ведет к пробуждению.
Следовательно, при построении С. желание должно быть замаскировано, чтобы пройти цензуру.
Сокрытие желания представляет собой то, что Фрейд назв. работой С. Работа С. включает четыре
операции.
Первая из них — сгущение. Фрейд заметил, что вспоминаемое С. всегда гораздо короче его
скрытого содержания, определяемого по свободным ассоц. Это означает, что неск. сновидных мыслей
были сжаты, образуя единый образ С. Вторая операция — смещение. Психич. значения сновидных
мыслей подвергаются смещению при создании явного содержания С. Яркие, запоминающиеся
особенности явного содержания сна могут представлять относительно малозначащие сновидные мысли,
тогда как пустяковые, незначительные элементы явного содержания могут представлять сновидные
мысли огромной важности. Третья операция — символизация. Вытесненные желания представлены
невинными символами, чтобы обойти цензуру. Мужские гениталии могут визуализироваться как
авторучка. Четвертая операция, вторичная обработка, делает сон более связным и понятным при
вспоминании благодаря заполнению пробелов и добавлениям.
Юнг ценил С., возможно, еще более высоко, чем Фрейд. Он отличал малые С., отражающие
обычные дневные заботы во время сна, от больших С. с посланиями из глубочайшего слоя
бессознательного. Этот слой он наз. коллективным бессознательным, поскольку он один и тот же у
каждого чел. в любой культуре. Содержанием коллективного бессознательного яв-ся психич.
структуры, или архетипы, унаследованные от прошлых поколений.
Чтобы идентифицировать архетип в большом сне, Юнг изобрел метод разработки. Сновидцев
просят сказать, о чем напоминает ему каждый элемент сновидения. Он должен фиксировать на этом
элементе свое внимание, не позволяя следовать за непроизвольным ходом мысли, как при свободных
ассоц. Элемент может разраб. не только сновидцем, но и аналитиком, а тж путем ссылок на мифологию,
иск-во, религию и литературу.
Образы в больших С. яв-ся символами архетипов. Эти символы отражают тенденцию архетипов
не скрываться, а выражать себя. Для Юнга символы скорее раскрывают, чем скрывают.
М. Босс, экзистенциальный психотерапевт, отрицает, что сны яв-ся символическими (т. е.
продуктом работы С. над бессознательными сновидными мыслями и вытесненными желаниями) или
компенсаторными. С. должно приниматься по своей нарицательной стоимости. Оно освещает то, каким
образом сновидец видит свое существование.
После 1953 года
Наблюдая спящих, Азеринский обнаружил, что их глазные яблоки на протяжении ночи
периодически совершают быстрые, сопряженные движения. Он и Клейтман полагали, что эти быстрые
движения глаз (REM от rapid eye movements)
могут означать, что чел. видит сон. Чтобы проверить
эту гипотезу, они будили испытуемых в периоды движения глаз и в периоды их относительного покоя.
Испытуемые сообщали о гораздо большем количестве С. при пробуждении в RЕМ-фазах, чем при
пробуждении в фазах без быстрых движений глаз (NREM). Казалось, что впервые обнаружен физиолог.
индикатор С. Последующие исслед. REM-фаз
обнаружили и др. их отличительные характеристики.
Hosted by uCoz