Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1288 of 1766 
Next page End  

Клиентоцентрированная терапия, Когнитивно-поведенческая терапия, Экзистенциальная
психотерапия, Гештальт-терапия, Основы личностно-центрированного подхода, Психоанализ,
Транзактный анализ
А. Эллис
Сознание (consciousness)
Несмотря на то что С. — наиболее очевидный и хорошо знакомый каждому признак нашего
существования, филос. и психол. рассуждения о С. весьма запутанны и противоречивы. Р. Б. Перри
заметил: «Как может термин означать что-либо, если он используется для обозначения всего и вся, в т.
ч. и собственного отрицания?» Большинство психологов рассматривают С. как сознавание чего-либо
или текущее знание о чем-либо. К сожалению, термин «awareness» допускает столь же неоднозначное
толкование, как и термин «consciousness»,
так как они употребляется практически в одних и тех же
ситуациях. Так, напр., термином «awareness» может обозначаться перцептивное сознавание (perceptual
awareness), интроспективное сознавание (introspective awareness), рефлексивное осознание (reflective
awareness), подпороговое сознавание (subliminal awareness), сознавание себя (self-awareness), осознание
сознавания (awareness of awareness) и т. д.
Сознание и бессознательное
Согласно Джону Локку, С. — это рефлексия, включенная в различные умственные акты, такие
как восприятие, мышление, сомнение, верование, воление и т. д. С. представляет собой внутренний,
незамутненный взор ума, от к-рого практически ничто не м. б. скрыто. Представления Локка о С.
оказали настолько сильное влияние на психол. науку, что до появления фрейдовского психоан. понятие
бессознательного мышления или восприятия считалось внутренне противоречивым. З. Фрейд показал,
насколько сложными м. б. мыслительные процессы, протекающие без их осознания, и каким образом
бессознательная сфера чел. может содержать в себе представления, желания и чувства, в к-рых он не
отдает себе отчета.
Фрейд разглядел в содержимом бессознательного смысл и намерение. Такие внешне безобидные
и непреднамеренные акты, как оговорки, забывчивость и потеря предметов (вследствие того, что они не
были положены на обычное место), м. б. мотивированы на бессознательном уровне. А коль скоро это
так, ранее принятое определение С. как преднамеренной и целенаправленной психич. активности
оказывается в равной мере применимым и к бессознательному.
К. Юнг пошел еще дальше в сглаживании различия между С. и бессознательным.
Бессознательное, по Юнгу, есть совершенный источник нашей общности и креативность. Коллективное
бессознательное — это «образ мира, на формирование к-рого ушла вечность... [Оно] состоит из
совокупности инстинктов и их коррелятов, архетипов. Подобно тому как каждый из нас обладает
инстинктами, он тж обладает запасом архетипических образов».
Достижения когн. психол. говорят о том, что сложная психич. деятельность, в т. ч. наша
способность приобретать, хранить и извлекать информ. из памяти, в основном реализуется посредством
бессознательных и недоступных для самонаблюдения операций.
Исслед. «слепого зрения» и «несознаваемой памяти» (memory without awareness)
тж
свидетельствуют о наличии противоречий в разграничении С. и бессознательного. Слепое зрение — это
способность нек-рых людей с поврежденной зрительной корой мозга распознавать и реагировать на
зрительные стимулы, не сознавая их. Вейскранц провел серию тестов с испытуемым, у к-рого была
удалена правая область зрительной коры. Как и следовало ожидать, испытуемый сообщал о том, что он
ничего не видит, когда стимулы предъявлялись в левой части его зрительного поля. Однако когда его
попросили угадать вид стимула (X или О), этот испытуемый дал правильные ответы в 27 попытках из
30, — свидетельство того, что он все же воспринимал стимулы на каком-то уровне.
Следовательно, умственные процессы, такие как восприятие, представление, намерение,
вспоминание и т. п., можно обнаружить и на бессознательном уровне, где они недоступны для
интроспекции, а граница между С. и бессознательным не столь резка, как некогда считалось. Как только
исследователи осознали эти факты, обсуждение феномена С. превратилось в достаточно сложное
занятие. Простота основанного на здравом смысле понимания С. как текущего знания, или сознавания
(awareness), оказалась обманчивой и пустой. Если можно обоснованно указать как на сознаваемое, так и
на неосознаваемое знание (awareness), полезность понятия «awareness» как дескриптора С.
(consciousness)
становится проблематичной. С. как одно только интроспективное сознавание (или
самоотчет) становится простым качеством, накладываемым на определенные содержания опыта. В
Hosted by uCoz