Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1290 of 1766 
Next page End  

мозговая активность характеризуется «зернистостью». Более того, известно, что наши психич.
состояния могут оказывать глубокое воздействие на состояние нашего тела. Многократно описаны
ощутимые эффекты плацебо, а психосоматические заболевания уже никому не кажутся чем-то
невероятным.
Феноменологи, такие как Гуссерль, выдвигают весомые аргументы в пользу С. как
неотъемлемой стороны нашего опыта, не поддерживая при этом дуалистический интеракционизм.
Подобно Декарту, Гуссерль верил в саморазоблачающий характер С.: нельзя отрицать его
существование, не вступая при этом в противоречия, а жизнь без С. невозможно даже вообразить. Он
рассматривает С. скорее как функцию, нежели как сущность. Как и Брентано до него, Гуссерль уделял
особое внимание интенциональной природе С. Внешний объект, содержание С. и наше сознавание
(awareness)
его непосредственно связываются интенциональностью С. Наше знание о мире
формируется не в рез-те получаемых нами впечатлений, а яв-ся следствием логического процесса
интенции. Разделяемые нами представления о мире возникают не на основе ощущений и восприятий, к-
рые обособлены и индивидуальны и, как следствие, не могут раскрыть чел. универсальный и единый
характер своих объектов, а благодаря «конститутивной функции» С., к-рое интуитивно «схватывает» их
сущность. Конститутивная функция С. заключается в интуитивном постижении сущности объектов, с
тем чтобы мы могли понять их значение и значимость для нас. Единый характер, к-рый объекты имеют
как феномены нашего опыта, можно понять только через их сущности, а не через совокупность их
непостоянных качеств.
На центральное место С. в челов. состоянии указывал тж и Сартр в своей экзистенциальной
философии. Согласно Сартру, С. интенционально по своей природе и всегда на что-то направлено. С. не
яв-ся вместилищем для чего-либо или сценой для представления вещей. Осн. его свойство — раскрытие
вещи, на к-рую оно направлено. Уникальность С. заключается в том, что оно раскрывается само по мере
раскрытия объекта. Т. о., и для Гуссерля, и для Сартра С. — это принцип субъективности, к-рый
объясняет очевидное единство и значение феноменов нашего опыта.
Сознание и мозг
А. Р. Лурия, следуя Л. С. Выготскому, полагал, что С. — это сложная структурная система,
имеющая смысловую функцию. Он отвергал дуалистическое постулирование принципиального отличия
сознания—разума от материальных объектов. В то же время он полагал, что попытки отыскать
механизмы С. внутри мозга тж не ведут к успеху. Согласно А. Р. Лурии, С. — это способность
«оценивать сенсорную информ., реагировать на нее критичными размышлениями и действиями и
сохранять следы событий в памяти, чтобы прошлые отпечатки или действия могли быть использованы в
будущем». Эта способность не яв-ся функцией какой-то одной части мозга. Скорее, «ее нужно искать в
совместной деятельности отдельных систем мозга, каждая из к-рых вносит свой особый вклад в работу
всей функциональной системы в целом». Среди систем мозга, участвующих в сознательной психич.
деятельности, можно назв.: а) ретикулярную формацию ствола мозга, контролирующую уровни
бодрствования; б) вторичные зоны задних (афферентных) областей коры полушарий, обеспечивающие
регистрацию и хранение поступающей сенсорной информ.; с) наиболее важные медиальные зоны
лобных долей, участвующие в формировании побуждений и программ действия, а тж играющие осн.
роль в сознательной регуляции целенаправленного поведения.
Дж. Серль доказывает, что ментальные состояния вполне реальны и обладают собственными
свойствами. В то же время они не отделены от мозга и имеют биолог. основу. Серль полагает, что
психич. явления «порождаются деятельностью мозга и реализуются в его структурах. С этой т. зр., С. и
интенциональность яв-ся такой же частью биологии чел., как пищеварение или кровообращение. Нельзя
не признать, что в мире существуют столь сложные системы, как мозг с его субъективными
ментальными состояниями, и наличие ментальных свойств у таких систем — реально существующий
физ. факт».
Сперри рассматривает С. как первичный источник причинного воздействия. С. обладает
автономией по собственному праву и не сводимо к электрохимическим процессам. С. — «интегральный
рабочий компонент» мозга. Сперри рассматривает его как динамическое, эмерджентное свойство,
появляющееся из высшего уровня функциональной орг-ции коры головного мозга. Как эмерджентное
свойство, С. проявляется в чувстве, определяемом нейронными инфраструктурами мозга на высших
уровнях его иерархической орг-ции. Однако в то же самое время С. не только обнаруживает
характеристики, к-рые невозможно отнести ни к одной из составляющих мозг систем, но еще и
осуществляет регулирующее воздействие на мозговые процессы. Т. о., психич. явления — это «скорее
причины, нежели корреляты» событий в НС. «Физиол. мозга обусловливает ментальные эффекты, а
Hosted by uCoz