Navigation bar
  Print document Start Previous page
 130 of 1766 
Next page End  

их чрезвычайно подверженными интерпретационной двусмысленности и получению ошибочных
выводов. Однако глубокие познания в этой области и внимание к тем многочисленным ловушкам, к-
рые подстерегают психолога при проведении квазиэксперим. исслед., могут ему помочь планировать
эксперименты, позволяющие с большей вероятностью получать истинные выводы в отношении В. в.
См. также Доверительные границы, Экспериментальные планы, Проверка гипотезы, Каноны
Милля, Вероятность, Статистическая значимость
Э. Э. Вагнер
Внутренняя мотивация (intrinsic motivation)
На протяжении всей истории психологии теории мотивации пытались дать объяснения тому,
почему люди ведут себя тем или иным образом. Несмотря на бесчисленное количество предложенных
теорий, до недавних пор существовали лишь две основные теор. системы для изучения мотивации.
Одна, разраб. Зигмундом Фрейдом в качестве составной части его психоаналитической психологии,
основывалась преимущественно на систематическом изучении им пациентов-невротиков; другая —
теория драйва К. Л. Халла, — развитая им как составная часть его теории научения, опиралась гл. обр.
на эксперим. исслед. поведения крыс при прохождении лабиринтов. Несмотря на радикальные различия
этих систем, обе они утверждают, что всю мотивацию можно свести к небольшому числу
биологических драйвов (побуждений) или инстинктов: сексу и агрессии — по Фрейду, голоду, жажде,
сексу и избеганию боли — по Халлу.
Хотя мн. формы поведения, напр. пищевое, имеют прямое отношение к побуждениям и
влечениям, живым организмам тж свойственно широкое разнообразие видов и форм поведения, не
направленных непосредственно на удовлетворение драйвов. В психоаналитической теории понятие
сублимации указывает на возможность преобразования сексуальной энергии в энергию, направляемую
на достижение «более высоких» целей. Это преобразование происходит в результате внутренних
конфликтов между первичным влечением и индивидуальным восприятием требований окружения.
Теория драйва говорит о существовании вторичных драйвов — любой проявляющейся потребности в
подкреплениях, не служащих удовлетворению первичных (основных) драйвов. Эти очевидные
потребности во вторичных подкрепителях образуются благодаря процессу спаривания первонач.
нейтрального стимула (напр., нахождения выхода из лабиринта) с первичным подкрепителем (напр.,
пищей). Т. о., согласно этой теории, решение проблемных задач становится подкрепляющим, а у людей
побуждение к их решению возникает, скорее всего, не потому, что решение задачи по существу своему
способно удовлетворить, но потому, что оно ранее ассоциировалось с первичным подкрепителем.
Со временем все в большей степени становилась очевидной неадекватность обеих этих
концепций для исслед. мотивации. Г. Гартманн указал на то, что маленькие дети демонстрируют
широкое разнообразие поведения, к-рое, по-видимому, не связано с к.-л. конфликтом (т. е. не является
результатом сублимации), а Берлайн заметил, что различные виды активности, напр. исследовательская,
появляются в таком раннем возрасте и осуществляются с таким рвением, что их невозможно объяснить
вторичным подкреплением. В ответ на эти противоречия Роберт Уайт высказал предположение о
существовании врожденной В. м., без к-рой невозможно эффективное взаимодействие индивида с
окружающей средой.
Отражая тот факт, что понятие В. м. было введено для объяснения форм поведения, не
поддающегося объяснению на основе побуждений и подкреплений, наиболее часто используемое
определение внутренне мотивированного поведения формулирует его как поведение, происходящее в
отсутствие к.-л. явного внешнего вознаграждения. Деси определил В. м. через врожденные потребности
быть компетентным и самостоятельно определять поведение в отношении своего окружения. Эти
потребности лежат в основе широкого разнообразия видов и форм поведения, включая исследование,
игру и научение, и мотивируют людей к непрерывному поиску и решению задач, оптимально или
максимально соответствующих способностям и возможностям каждого. В отличие от теорий драйва,
предполагающих, что люди предпочитают покой и минимальную стимуляцию, теория В. м. утверждает,
что наряду с покоем они жаждут оптимальной стимуляции.
Деси и Райан объединили данные различных экспериментов и попытались согласовать их в
рамках единой теор. концепции. Они предположили, что любое событие в окружающей среде имеет два
функциональных аспекта: контролирующий (вызвать определенный исход поведения) и
информационный (информировать людей о таких вещах, как их эффективность в к.-л. деятельности).
Если контролирующий аспект оказывается настолько выраженным, что начинает толкать людей к
Hosted by uCoz